Глубина таланта Николая Рериха и его духовные искания максимально полно отразились в картине «Сантана». Ее название в переводе с санскрита означает «поток» и трактуется художником как «поток жизни». Внешняя статичность композиции полотна оказывается обманчивой, потому что суть произведения заключается в непрерывном вселенском течении жизни. Это течение выражено в движении водного потока.
В этой работе Рерих хотел отразить слияние человеческого и природного начал. Он изображает фигуру отшельника, но намеренно смещает ее к правому краю картины. Таким образом художник подчеркивает, что человек является лишь частью природы, но не высшим ее созданием. Повторяющиеся ритмы очертаний гор, пещеры, силуэта сидящего старца поддерживают впечатление единства и цельности мира.
Картина пронизана атмосферой чистоты, которая закономерно понимается здесь и как чистота разреженного горного воздуха, и как чистота духа. Эта атмосфера передается при помощи изображения гор, громоздящихся друг на друга и практически полностью скрывающих задний план. Горы были неизменным лейтмотивом позднего творчества Рериха. В них художник видел символ высшей радости и красоты.
Цветовая гамма полотна, состоящая из синих, голубых, светло-розовых оттенков, усиливает впечатление абсолютной гармонии. При этом цвета картины символичны: зеленый — цвет жизни, синий — цвет божественного присутствия, сиреневый — мудрости. Во многом эта картина имеет общие образные и стилистические черты с произведениями Рериха из «Гималайской серии». И этюды из цикла, и «Сантана» объединены общей темой величественных Гималаев, олицетворяющих собой идею духовного роста, связи с космосом и восхождения человека к гармонии. Для этих произведений характерна созданная Рерихом мощная симфония цвета, отражающая высшее напряжение духа художника.
Изумительно звонкие и чистые цветовые сочетания, использованные Рерихом в картине «Сантана», подобраны таким образом, что создают ощущение вселенского движения в космическом пространстве: словно художник долго искал и наконец нашел локальный символический цвет Космоса.
В этой работе Рерих хотел отразить слияние человеческого и природного начал. Он изображает фигуру отшельника, но намеренно смещает ее к правому краю картины. Таким образом художник подчеркивает, что человек является лишь частью природы, но не высшим ее созданием. Повторяющиеся ритмы очертаний гор, пещеры, силуэта сидящего старца поддерживают впечатление единства и цельности мира.
Картина пронизана атмосферой чистоты, которая закономерно понимается здесь и как чистота разреженного горного воздуха, и как чистота духа. Эта атмосфера передается при помощи изображения гор, громоздящихся друг на друга и практически полностью скрывающих задний план. Горы были неизменным лейтмотивом позднего творчества Рериха. В них художник видел символ высшей радости и красоты.
Цветовая гамма полотна, состоящая из синих, голубых, светло-розовых оттенков, усиливает впечатление абсолютной гармонии. При этом цвета картины символичны: зеленый — цвет жизни, синий — цвет божественного присутствия, сиреневый — мудрости. Во многом эта картина имеет общие образные и стилистические черты с произведениями Рериха из «Гималайской серии». И этюды из цикла, и «Сантана» объединены общей темой величественных Гималаев, олицетворяющих собой идею духовного роста, связи с космосом и восхождения человека к гармонии. Для этих произведений характерна созданная Рерихом мощная симфония цвета, отражающая высшее напряжение духа художника.
Изумительно звонкие и чистые цветовые сочетания, использованные Рерихом в картине «Сантана», подобраны таким образом, что создают ощущение вселенского движения в космическом пространстве: словно художник долго искал и наконец нашел локальный символический цвет Космоса.