Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «А. Дейнека в собрании Курской картинной галереи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Осенний букет

Время создания
1933
Размер
66x61,5 см
Техника
холст, масло
6
Открыть в приложении
#2
Долгое время картина имела другое название — «Сухие листья», однако, найденные материалы об экспонировании картины с авторским названием привели к изменению атрибуции.

Когда-то картина трактовалась как «окно в реальный мир». Эта старинная формула раскрывается Дейнекой буквально. Открытое окно, на подоконнике — прозаичный натюрморт: сухие растения в керамическом горшочке. Тяжелая зеленая штора откинута вправо, но пейзажа за окном не видно — горизонт скрыт — только голубое небо, одна летящая птица, один опадающий лист.

Можно представить, как солнечные лучи уже достигают северной стороны дома, просачиваются на подоконник и скрываются за облаками. Со двора доносится запах яблок, сена, еще чего-то, знакомого с детства. Упавший с дерева лист подхвачен движением воздуха и на секунду застыл, ветер приносит прохладу, смешанную с дождем, шуршит сухим букетом, трогает занавеску, ударяет друг об друга стебли, перебирает листья и затихает…
#3
В 1933 году по впечатлениям поездки в Курск Дейнека пишет серию из трех картин: «Осенний букет», «Солнечный день» и «Сельский пейзаж с коровами». Две другие картины хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Они похожи сюжетом, техникой написания, колоритом, но аскетичный «Осенний букет», пожалуй, самая лаконичная из них — здесь действительно преобладает натюрморт, а птица и опавший лист за окном остаются маленькими знаками пейзажа.
#4
Различные технические приемы, использованные художником
#5
Стоит отметить особую фактуру полотна — густые мазки краски, притирки по-сухому, царапанье по невысохшим слоям, чистый грунт, следы жесткой кисти, матовость поверхности — все эти технические приемы можно встретить на многих картинах и все они собраны в «Осеннем букете», определяя характерный дейнековский живописный стиль.
#6
В этом декоративном натюрморте ярко проявилось особое искусство контрастов, присущее художнику. Например, контраст цветовой: темно-зеленая драпировка противопоставлена горшочку — его красно-коричневый цвет становится просто звенящим. Или контраст форм: горшочек и, собственно, букет приобрели объем на плоском фоне драпировки. Контраст улицы и помещения: темная, теплая, тяжелая плоскость условных штор приоткрывают светлое, холодное, легкое пространство условного неба. Контраст движения, наконец: так застывший в воздухе сухой лист противопоставлен полету птицы. А контраст это ведь и равновесие, а равновесие рождает стройность, такую характерную для Дейнеки, когда можно только воскликнуть — «не убавить, не прибавить».
#7
Равновесие и инвертирование
#9
Изображение не теряет информативности при инвертировании и переводе в контрастный вариант. Незримые линии делят пространство на прямоугольники, близкие «золотому сечению». Картинную плоскость можно разбить горизонталями и вертикалями, провести четкие диагонали, и мы с удивлением обнаружим симметрию, во всем том, что выглядело на первый взгляд хаотично. Здесь все объекты поставлены в зависимость друг от друга, они разобщены и связаны, строго в соответствии с авторским замыслом.
#10
Контраст и ритм
#11
Эти связи искать интересно и чем больше их находишь, тем больше кажется, что имеешь дело не с картиной из реального мира, а с выстроенной и хорошо сбалансированной фантазией, где натура всего лишь лестница, ведущая нас в иной мир. Такие картины раскрывают Дейнеку с необычной стороны. Перед нами предстает другой художник — не автор «Обороны Петрограда», но человек глубоко лиричный, погруженного в поиски красоты и гармонии нашего несовершенного мира.
#12
В 1976 году картина была приобретена у вдовы художника — Волковой-Дейнеки, ныне находится в собрании галереи и экспонируется практически постоянно, по праву считаясь шедевром собрания.
#14
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Осенний букет

Время создания
1933
Размер
66x61,5 см
Техника
холст, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Дейнека А.А. Коллекция работ

Женский портрет
Женский портрет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Обнаженные натурщицы
Обнаженные натурщицы
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
После боя
После боя
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Из американских зарисовок. Танцовщица
Из американских зарисовок. Танцовщица
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Натурщица
Натурщица
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет художника К.А. Вялова
Портрет художника К.А. Вялова
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Натурщица со связкой гранат
Натурщица со связкой гранат
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Хоккей
Хоккей
Мурманский областной художественный музей
Портрет молодого инженера
Портрет молодого инженера
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Оборона Севастополя
Оборона Севастополя
Государственный Русский музей
Женский портрет
Женский портрет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Две фигуры
Две фигуры
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Вагонетки в Донбассе
Вагонетки в Донбассе
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Автопортрет в панаме
Автопортрет в панаме
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%