Большую роль в творческом становлении и развитии Александра Александровича Дейнеки сыграли зарубежные командировки 1935 года. Пребывание в США, затем во Франции и Италии не только познакомило его с жизнью, бытом, искусством этих стран, но и обогатило массой новых впечатлений. Уже по возвращении на родину в 1936 году Александр Дейнека писал:
1 / 2
#2
#3
Я считал, что нужно больше посмотреть, увидеть особенности творчества американцев, Французов, итальянцев, поизучать их… Практически я старался найти характер, колорит, свойственный той или другой стране.
Дейнека А.А.
#4
Привезя из этих путешествий большой и разнообразный натурный материал, Дейнека реализовал его в своеобразной серии работ, посвященной жизни увиденных им стран. Для образа каждой он нашел особое живописно-пластическое решение. По его собственным словам:
#5
…Это некоторая синкопичность американских вещей, контрастность, дисгармоничность, как результат плакатности, графичности, свойственной Америке, на общем, затуманенном перегорелым газом, фабричным дымом и туманами Близкой Атлантики фоне. Поэтому у меня серебристо-серые, как говорят художники, «в тоне» вещи Парижа, очень уплотненные в цвете, тяжелые от архитектуры, пыли и солнца итальянские картины.
Дейнека А.А.
#6
В историю советского искусства прочно вошли «Дорога в Маунт-Вернон», «Юноша-негр», «Филадельфия. Старая площадь», «Парижанка», «Тюильри», «Рим. Вилла Боргезе», «Улица в Риме», «Завтрак итальянских рабочих», (все 1935 года), хранящиеся в разных музеях страны, частных собраниях. Есть работы из этих серий и в Курской картинной галерее. В основном это графические листы. Особое место занимает холст «Итальянский мотив» (1935), один из несомненных шедевров не только нашей коллекции Александра Дейнеки, но и собрания в целом.
#7
Эта работа невелика по размеру и, казалось бы, проста в сюжетном отношении. Но здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда внутренний, глубинный смысл произведения оказывается гораздо сложнее и серьезнее простоты бытового мотива.
#8
#9
В картине, на первый взгляд, ничего не происходит. Перед зрителем, изображенная со спины, удаляющаяся фигура мужчины в темной одежде, написанная художником почти одним серым цветом с небольшими добавлениями более светлого тона. В этой композиции А. Дейнека намеренно отказывается от бытовых деталей, чтобы сосредоточить внимание на главном. Ничто не отвлекает нас от основного объекта изображения. Мы не видим лицо героя, но это и не нужно. Согбенная спина и медленная тяжелая походка уже достаточно красноречиво говорят о его душевном состоянии. Это плоскостно решенная, «изломанная», словно распластанная на фоне стены фигура резко контрастирует с четкостью и строгостью архитектурных строении. И эта разная ритмическая основа и является одним из аспектов понимания образа, выявления трагического диссонанса между красотой внешнего мира и уродством жизни. Второй аспект художественного образа «Итальянского мотива» тоже контраст, но колористический: темное локальное пятно человеческой фигуры и насыщенные краски архитектуры, синева южного неба. Оценивая возможности колорита в произведении живописи, Александр Дейнека пришел к выводу, что «движение цвета по форме сообщает картине дополнительную динамику или, наоборот, насыщенным цветовым акцентом задерживает двигательные моменты в композиции».
#10
Время в «Итальянском мотиве» как бы остановлено, может быть, потому, что выхода практически не существует. Перед героем монолитная, заслоняющая мир стена, пройти через которую невозможно. Эта картина, таким образом, воспринимается, как глубокое раздумье о человеческой жизни, превратностях судьбы, одиночестве, трагической судьбе личности.
#11
Изобразительный язык Дейнеки скуп и лаконичен. Много лет спустя, как бы подводя итоги своего творческого пути, размышляя о сути искусства и его восприятии, он писал:
#12
Изобразительный язык самостоятелен, как язык музыки, и так же неизмеримо богат, как словесный в литературе. Искусство обязательно требует активного участия зрителя. Нужно, может быть, что-то недосказать в картине, чтобы дать возможность зрителю дополнить ее своим воображением.
Дейнека А.А.
#13
Каждый человек по своему истолкует любую картину, найдет в ней отголоски своим чувствам и эмоциям, но это возможно только тогда, если произведение значительно само по себе, если тема его пережита и понята автором, и несмотря на годы, прошедшие со времени создания, в нем живет высокая жизненная правда, будоражащая нашу душу и совесть, пробуждающая человечность, которая и делает нас людьми.
#14
Лучшие произведения Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской премии А.А. Дейнеки именно такого свойства. Запоминаясь своими особыми, только им свойственными качествами, они раскрывают нам богатый и сложный мир его искусства, реализованный как в этапных и масштабных произведениях, так и в небольших, на первый взгляд, созданиях, как «Итальянский мотив».
#16
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
читать дальшескрыть
Итальянский мотив
Время создания
1935
Размер
80,5x60 см
Техника
холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться