Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Д. 21»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Женский портрет

Время создания
1921 (?)
Размер
48,3x42,3 см
Техника
холст, масло
Выставка
5
Открыть в приложении
#1
Дейнека А.А.
Женский портрет
#2
Александр Александрович Дейнека — знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций отечественной художественной культуры 20 века: яркий представитель социалистического реализма, не обошел вниманием и новые течения в искусстве, стоял у истоков отечественного дизайна, старался не потерять нить преемственности, искал связи с мастерами прошлого. Он вошел в художественную жизнь 1920-х годов как график, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916—1917). Свои первые работы Дейнека выстраивал, опираясь на лекции по композиции Владимира Фаворского, на ту теоретическую базу, которая сложилась у него во время учебы во ВХУТЕМАСе с 1921 по 1925 год. 
#12
Дейнека 1920-30-х годов — это постоянный поиск. Поиск своего стиля, в чем-то очень графичного, в чем-то — оглядывающегося на современные тенденции — на конструктивизм и кубизм. Это поиск новых решений, новых разрешений и исключений к базовым устоявшимся законам композиции. Это переворачивание приемов старых мастеров на новый лад, в новой стране, новом времени. Он вообще многое упрощал и отбирал. Это был большой композиционный опыт. Он был первооткрывателем, «компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок». Отчасти, повлияло его работа фотографом в Курском угрозыске в между 1918 и 1920-м, отчасти, новые темы диктовали новые формы изображения, отчасти, а возможно, самое главное — общее стремление искусства того времени к кардинальному переделу изобразительного языка. 
#8
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», увидевшее свет 23 апреля 1932 г., определило официальный курс изобразительного искусства. Курс, взятый на соцреализм, не предполагал разнообразие модных «измов», пришедших из Европы, и вообще останавливал всякие поиски новых форм. Но до этого момента художественное сообщество пробовало всё, это было время перемен и исканий. Будучи студентом, Дейнека так отзывался о своих собратьях по кисти:
#5
Молодежь дискутирует о судьбах завтрашнего искусства. На веру принимают самые сногсшибательные «измы», тут же в них разочаровываясь. В классах присыпают на цветные холсты опилки и песок, раскрашивают квадраты и круги, гнут из рельсового железа всякие объемы…
Дейнека А.А.
#6
Явные черты кубизма и конструктивизма, слом форм и линейно-пространственные конструкции можно легко отметить в «Женском портрете» — очень выразительный образ, яркий по силе воздействия на зрителя. Лицо больше натуральной величины распластано по плоскости холста. Этот прием «жесткого вписывания изображения в границы плоскости был весьма характерен для Дейнеки». Превалирование тонового решения над цветовым давало повод для критики, на что Дейнека отвечал:
#7
Я думаю, что наше время по существу более графическое, чем живописное. Это определяется всем строем нашего быта, всем строем нашей жизни, всеми предпосылками новой архитектуры, техники…
Дейнека А.А.
#13
«Графичность» Дейнеки здесь ярко выражена: черный и белый, редкие цветные пятна, контур, деформация объема — фактически карикатура, но с неистребимым и очень ценным налетом того времени. С одной стороны — аналогия с искажениями фотографии, сделанной с близкого расстояния, с другой — символика, декоративность, условность уходящего модерна.
#3
#11
Картина обнаруживает сходство с двумя мелкими графическими листами из собрания галереи, датированные 1921 годом — времени ученичества во ВХУТЕМАСе. Первая — выполнена карандашом, использованы тушь, перо. Изображена женщина, с характерной гримасой на лице, сидящая на лавке. Гротеск. 
#10
Вторая — линогравюра, женское лицо немолодой женщины со схожими чертами, вписанная в узкие рамки почти равностороннего прямоугольника. Отмеченные сходства позволяют датировать живописный «Женский портрет» тем же 1921 годом. Кстати, эти два графических листа и станковая картина — пример творческого метода. Перед нами характерный для Дейнеки путь последовательного развития идеи — от зарисовки до картины. 
#9
Как и несколько других работ, «Женский портрет» имеет своего «двойника» — современную картину, исполненную в традициях Казимира Малевича, представляя собой ту же композиционную схему. Такие пары создаются в рамках многолетнего проекта галереи ЭТОНЕМАЛЕВИЧ и нацелены на то, чтобы не только лучше понимать язык Малевича, но и помочь зрителю увидеть красоту структуры, равновесие цветовых пятен, ритмы объемов оригинальной картины-первоисточника. Александр Дейнека в 1920-30-х годах испытал влияние новаторских тенденций, авангардных течений, но все же остался в русле реалистической традиции. Картина-двойник — это фантазия, предлагающая поразмышлять о том, как могли бы выглядеть картины Александра Дейнеки в альтернативной реальности, где победил бы супрематизм.
© М.Д.
#14
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Женский портрет

Время создания
1921 (?)
Размер
48,3x42,3 см
Техника
холст, масло
Выставка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Дейнека А.А. Коллекция работ

Портрет И. Шервинской
Портрет И. Шервинской
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет архитектора Милёшиной
Портрет архитектора Милёшиной
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Пионер
Пионер
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Стахановцы
Стахановцы
Тверская областная картинная галерея
Здоровый дух требует здорового тела
Здоровый дух требует здорового тела
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Автопортрет
Автопортрет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Беседка
Беседка
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Две фигуры
Две фигуры
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Вечер на даче
Вечер на даче
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет К.А. Вялова
Портрет К.А. Вялова
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Стройка. Эскиз росписи плафона к станции метро
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Портрет архитектора Милёшиной
Портрет архитектора Милёшиной
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Женская фигура
Женская фигура
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Натурщица со связкой гранат
Натурщица со связкой гранат
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Осень
Осень
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%