По происхождению курянин — Александр Александрович Дейнека — знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций отечественной художественной культуры XX века. Яркий представитель социалистического реализма не обошел вниманием и новые течения в искусстве, стоял у истоков отечественного дизайна, старался не потерять нить преемственности, искал связи с мастерами прошлого. Сегодня Дейнека — светлый певец стахановцев, спортсменов, самолетов и дирижаблей — выглядит оптимистично и бодро. Он актуален, поскольку ассоциируется с идеей счастливой страны, с СССР. Он был утопистом, но хочется верить — предвидел будущее.
А. Дейнека в собрании Курской картинной галереи
Курская картинная галерея обладает самой большой коллекцией произведений Дейнеки в стране. Отдельными шедеврами и целыми блоками она демонстрировалась в Москве и Риме, Венеции и Мадриде, Гамбурге и Париже, Нью-Йорке и многих других городах мира.
Начало коллекции работ Александра Дейнеки в Курске было положено самим художником. В 1935 году он принёс в дар только что созданной в городе галерее два произведения — «Футболист» (1932) и «Пионер» (1934). «Футболист» был уже знаменит: в 1932 году картина экспонировалась на XVIII Венецианской биеннале. Долгое время только эти работы входили в коллекцию. Следующий вклад в собрание был сделан в 1961. После персональной выставки, состоявшейся в Курской галерее в 1960, художник подарил ей одно из лучших своих полотен военной поры — «В оккупации» (1944). В 1967 мастер подарил ещё одно монументальное произведение, написанное между 1937 — 1944, — «После боя».
Разделяя инициативу художника в конце 1960-х — начале 1970-х годов Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР передали галерее несколько живописных произведений 1930—1960-х годов. Среди них «Пейзаж» (1929), «Натурщица» (1936), «Женский портрет» (1944), «Автопортрет» (1948). Так постепенно определилось незаурядное художественное качество коллекции. Однако, в ней все еще отсутствовали работы 1920-х, картины севастопольского цикла и зарубежных серий. Весьма скромно была представлена графика Дейнеки. В известной степени это объясняет, почему с середины 1970-х годов галерей были предприняты новые инициативы для пополнения собрания.
Большая часть произведений, поступавших в галерею с этого времени вплоть до 1990-х, была целенаправленно приобретена у вдовы художника Елены Павловны Волковой-Дейнеки либо подарена ею. В их числе картины «приватного» характера «Мать и сестра» (1954) и «Вечер на даче» (1952). Другие произведения: «В воздухе» (1932), «Колхозные ребята» (1933), натюрморт «Сухие листья» (1933, на одной из ранних выставок экспонировавшийся с названием «Осенний»). В этих работах Дейнека, известный преимущественно как автор титульных полотен и «большой» темы, открывается как утонченный лирик.
Благодаря Е.П. Волковой-Дейнеке галерея стала обладателем большого количества графических листов американской серии, выполненных во время поездки художника по США. Наряду с эскизными произведениями коллекцию украсили законченные станковые произведения «Эстрадный танец. Бурлеск», «Стадион», «Бобслей».
Существенно пополнили собрание произведения 1920-х, в частности гротескный до карикатурности «Женский портрет», «Автопортрет в панаме», «Две натурщицы» и имеющий исключительную ценность для коллекции «Портрет художника К.А. Вялова». Кроме того, галерея приобрела у вдовы художника рисунки для журналов «Безбожник у станка», «Прожектор», «Даёшь», созданные в 1924—1929. Чрезвычайная важность журнальной графики для характеристики творческого облика А. Дейнеки очевидна. Многие её темы и сюжеты разрабатывались им позднее в других видах искусства. Обаятельную часть этого фонда составляют рисунки для детского журнала «Искорка» (1926) и детских книжек-картинок «В облаках», «Парад Красной Армии», а также иллюстрации к книге Б. Уральского «Электромонтёр» (все — 1930). Безусловная удача — приобретение эскиза картины «Шахтёры в забое» (1924) и рисунка к картине «Боксёр Градополов» (1925). Обе картины, к сожалению, не сохранились.
Драгоценное поступление 1990-х — севастопольские зарисовки 1934 и венская серия, созданная художником в 1947, во время его поездки в Австрию.
С именем Е.П. Волковой-Дейнеки связано также поступление значительной части графики военных лет — зарисовки, станковые листы.
Будет непростительным не назвать здесь же коллекцию монументальных произведений А. Дейнеки. Среди прочего галерея владеет двумя эскизами росписей — «Колхозная бригада» и «Жатва», исполненными для нового здания Народного комиссариата земледелия в 1934, и двумя эскизами фресок по цветной штукатурке на темы спорта и отдыха, подготовленными для оформления кинотеатра в Центральном парке культуры и отдыха. В собрании также хранятся эскизы мозаики для станций Московского метрополитена «Маяковская», «Павелецкая» и эскизы фресок для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Крупноформатные мозаики «Доярка», «Советский воин», выполненные по эскизам А. Дейнеки в начале 1960-х (мрамор, смальта, метлахская плитка 400 х
Наконец, наша приятная обязанность указать имя А.Н. Понизовкина, у которого были приобретены натюрморт «Розовые гладиолусы» (1953) и акварели «Осень. Водопой» (1934), «В парке. Несостоявшееся свидание» (1953), «Пейзаж с лодками».
Курская картинная галерея благодарна всем, кто способствовал формированию фонда произведений А.А. Дейнеки. Особое признание и уважение заслуг мы адресуем Надежде Дмитриевне Власовой, Раисе Михайловне Кац, Тамаре Владимировне Третьяковой, Надежде Михайловне Погрецкой, Вере Петровне Дейнеке.