Большую роль в творческом становлении и развитии Александра Александровича Дейнеки сыграли зарубежные командировки 1935 года. Пребывание в США, затем во Франции и Италии не только познакомило его с жизнью, бытом, искусством этих стран, но и обогатило массой новых впечатлений. Уже по возвращении на родину в 1936 году Александр Дейнека писал:
1 / 2
#1
Дейнека А.А.
Итальянский мотив
#2
#3
Я считал, что нужно больше посмотреть, увидеть особенности творчества американцев, Французов, итальянцев, поизучать их… Практически я старался найти характер, колорит, свойственный той или другой стране.
Дейнека А.А.
#4
Привезя из этих путешествий большой и разнообразный натурный материал, Дейнека реализовал его в своеобразной серии работ, посвященной жизни увиденных им стран. Для образа каждой он нашел особое живописно-пластическое решение. По его собственным словам:
#5
…Это некоторая синкопичность американских вещей, контрастность, дисгармоничность, как результат плакатности, графичности, свойственной Америке, на общем, затуманенном перегорелым газом, фабричным дымом и туманами Близкой Атлантики фоне. Поэтому у меня серебристо-серые, как говорят художники, «в тоне» вещи Парижа, очень уплотненные в цвете, тяжелые от архитектуры, пыли и солнца итальянские картины.
Дейнека А.А.
#6
В историю советского искусства прочно вошли «Дорога в Маунт-Вернон», «Юноша-негр», «Филадельфия. Старая площадь», «Парижанка», «Тюильри», «Рим. Вилла Боргезе», «Улица в Риме», «Завтрак итальянских рабочих», (все 1935 года), хранящиеся в разных музеях страны, частных собраниях. Есть работы из этих серий и в Курской картинной галерее. В основном это графические листы. Особое место занимает холст «Итальянский мотив» (1935), один из несомненных шедевров не только нашей коллекции Александра Дейнеки, но и собрания в целом.
#7
Эта работа невелика по размеру и, казалось бы, проста в сюжетном отношении. Но здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда внутренний, глубинный смысл произведения оказывается гораздо сложнее и серьезнее простоты бытового мотива.
#9
Основные композиционные составляющие: силуэт фигуры, локальные пятна
#8
В картине, на первый взгляд, ничего не происходит. Перед зрителем, изображенная со спины, удаляющаяся фигура мужчины в темной одежде, написанная художником почти одним серым цветом с небольшими добавлениями более светлого тона. В этой композиции А. Дейнека намеренно отказывается от бытовых деталей, чтобы сосредоточить внимание на главном. Ничто не отвлекает нас от основного объекта изображения. Мы не видим лицо героя, но это и не нужно. Согбенная спина и медленная тяжелая походка уже достаточно красноречиво говорят о его душевном состоянии. Это плоскостно решенная, «изломанная», словно распластанная на фоне стены фигура резко контрастирует с четкостью и строгостью архитектурных строении. И эта разная ритмическая основа и является одним из аспектов понимания образа, выявления трагического диссонанса между красотой внешнего мира и уродством жизни. Второй аспект художественного образа «Итальянского мотива» тоже контраст, но колористический: темное локальное пятно человеческой фигуры и насыщенные краски архитектуры, синева южного неба. Оценивая возможности колорита в произведении живописи, Александр Дейнека пришел к выводу, что «движение цвета по форме сообщает картине дополнительную динамику или, наоборот, насыщенным цветовым акцентом задерживает двигательные моменты в композиции».
#11
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
читать дальшескрыть
Итальянский мотив
Время создания
1935
Размер
80,5x60 см
Техника
холст, масло
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться