Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Большой процесс»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Осень

Время создания
1929
Место создания
СССР
Размер
62x60,2 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#7

Изображение сельского пейзажа. По обрывистому берегу реки справа налево идет женщина в темной одежде и светлом платке, впереди неё две коровы, коричневая и желтовато-белая. Красочная гамма скупая, манера графичная.

#6

Необычная композиция «Осеннего пейзажа» 1929 года с повторяющимися элементами относительно горизонтальной оси кажется симметричной лишь отчасти. Это считывается не сразу, но в кривом зеркале воды отражается не вся сцена. Это напоминает сюрреалистические моменты, когда мы видим нелогично связанные части реальности, как во сне. Мы не видим то, что должно там быть. Но стог не отражается в воде, поскольку просто находится далеко, и это не противоречит ни законам перспективы не объективной реальности. Перед нами разоблаченная мистика, фокус, подсказанный самой натурой. И возможно, именно он и привлек внимание художника.

Тем не менее это всё еще типичный пейзаж средней полосы России. Этот мир был художнику хорошо знаком. Это воспоминания о пригородах провинциального Курска, где Дейнека провел детство. Аналогичные мотивы можно встретить в блокнотных зарисовках Дейнеки в 1920-30-х гг. Возможно, в основу живописного полотна лег один из таких набросков. Силуэты ясно читаются, темные зоны тяготеют к темным, светлые — к светлым. Наш глаз безошибочно считывает необходимые абрисы: светлое на темном и темное на светлом. В случае, когда силуэт сливается с фоном, с объектом (как фигура на фоне стожка), зрителю предлагается информативная «подсказка» в виде отражения.

В любых своих работах Дейнека всегда уделял большое внимание особой остроте, специфической стройности композиции, и «Осень» не стала исключением. Художник собственноручно уменьшил подрамник всего на сантиметр, но сантиметр очень важный. Подпиленный шип и проушина уже готового подрамника были обнаружены в процессе реставрации. Значит художник внес коррективы и заново закрепил на подрамнике уже готовую работу. Изменения позволили уменьшить общую ширину картины, Дейнека обрезал композицию слева на сантиметр-два, завернув живопись на кромку. Вероятно, это снова были опыты по нестандартной компоновке: неудачная проба и принятие решения после эксперимента. Последовательно проводя идею т. н. «открытой композиции», Дейнека часто смещал изображение в правую сторону. Так и здесь коровы почти касаются правой кромки. Достигается ощущение движения, эффект спуска затвора фотоаппарата с секундным опозданием. Однако, в данном случае смещение вправо получилось слишком сильное, это привело к нарушению общего равновесия, поэтому, изменив ширину картины, Дейнека «смягчил» этот сдвиг.

#10
Реконструкция первоначального варианта композиции
#9

Ритмическая точность горизонталей (статика) подчеркивает равновесие и движение женской фигуры и коров. Отсчет этого движения начинается от стожка слева направо, следуя сложившейся модели восприятия европейца. Однако движение не однородно: в верхней части оно чуть медленнее, внизу — быстрее за счет более широких горизонтальных мазков. Так к основному движению добавилось движение воды.

Возможность перевода изображение в три тона (черное, серое, белое) без потери информативности говорит об абсолютно графическом понимании светосилы в живописи. За такую «графичность» Дейнеку ругали, но она стала неотъемлемой частью уникального творческого метода и авторского стиля.

В процессе реставрации 2020 года проводилась съемка картины в ультрафиолетовых лучах. В свете видимой люминисценции считывается тонкий слой лака и старые разновременные реставрационные вмешательства (темные зоны). При этом живописные правки без выравнивания грунта (на стожке и женской фигуре в левой верхней четверти) не заметны, что говорит об их авторском характере.

#3

Реставрация 2013 (Денисова Е.Б., Денисов М.Е.)

#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Осень

Время создания
1929
Место создания
СССР
Размер
62x60,2 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Дейнека А.А. Коллекция работ

Две фигуры
Две фигуры
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет архитектора Милёшиной
Портрет архитектора Милёшиной
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Из американских зарисовок. Танцовщица
Из американских зарисовок. Танцовщица
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Натурщица со связкой гранат
Натурщица со связкой гранат
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Осенний букет
Осенний букет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Обнаженные натурщицы
Обнаженные натурщицы
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Хоккей
Хоккей
Мурманский областной художественный музей
Беседка
Беседка
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Ветреный день
Ветреный день
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Портрет И. Шервинской
Портрет И. Шервинской
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Женский портрет
Женский портрет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Вечер на даче
Вечер на даче
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Деревенские ребята
Деревенские ребята
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Футболист
Футболист
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Натурщица
Натурщица
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Деревенские ребята
Деревенские ребята
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%