Александр Дейнека — живописец и график, педагог. В своем творчестве он запечатлел многие эпизоды мирной и военной истории Советского Союза, один из которых — оборона Севастополя 1942 года.
Оборона Севастополя
Время создания
1942 год
Размер
200x400 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
64
Открыть в приложении #2
#6
Во время войны Дейнека участвовал в создании агитационных плакатов для проекта «Окна ТАСС» в Москве. В 1942 году он ездил на фронт в город Юхнов Калужского округа. Оттуда художник вернулся с сюжетами для нескольких новых картин и эскизами. Некоторые наброски он делал прямо на ходу, парой линий очерчивая образы.
Александр Дейнека. Из фронтовых зарисовок. Бумага, карандаш. Источник: www.deineka.ru.
#7
Примерно в то же время Дейнеке попались фотографии разрушенного немцами Севастополя. Художник очень любил этот яркий южный город, часто ездил туда до войны, писал виды и его жителей. Он вспоминал: «Я этот город любил за его весёлых людей, море, лодки, самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух».
#8
Александр Дейнека. Динамо. Севастополь. Бумага, акварель, темпера. 1934. Государственная Третьяковская галерея.
#9
Всё это так впечатлило Дейнеку, что уже через полгода он завершил большое полотно четыре на два метра, посвящённое защите Севастополя. Он видел многие бои, но во время осады не бывал в городе. В работе над картиной помогали новостные сводки и наработанный прежде живописный и графический материал.
#10
Впрочем, фронтовых зарисовок и старых альбомных рисунков Севастополя было недостаточно, чтобы передать весь драматизм события. Художник лепил фигуры своих героев из пластилина, а матроса с гранатами на переднем плане написал с натуры. Интересно, что Дейнеке позировала знакомая спортсменка, ведь все мужчины с подходящим телосложением были на фронте.
Александр Дейнека. Оборона Севастополя, эскиз. Бумага, карандаш. 1942. Источник: www.deineka.ru.
#11
При этом автор не стремился добиться реализма, характер полотна во многом символический. Например, он специально исказил масштаб фигур: советские воины гораздо крупнее поверженных врагов. Особенно это видно при сравнении двух фигур на переднем плане.
#12
Ярко-белая форма русских матросов контрастирует с формой фашистов. На белоснежной одежде нет ни дыр, ни пятен, что было невозможно в условиях боя. Ни один из них не упал, автор показал смерть только немецких солдат. Красно-чёрное зарево битвы на заднем плане усиливает впечатление, будто воюют не конкретные армии, а силы света и тьмы.
Город обороняли восемь месяцев, после чего его пришлось сдать, а жителей эвакуировать. До конца войны было ещё далеко. Но задачей Дейнеки было не показать конкретное историческое событие, а прославить мужество советской армии и укрепить веру народа в победу.
#13
Картину показали на выставке «Великая Отечественная война» осенью 1942 года. Некоторые критики упрекали художника в отсутствии реалистичности, схематизме образов и «плакатности» произведения. Но со временем «Оборона Севастополя» вошла в список лучших образцов мировой батальной живописи.
#15
#14
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Оборона Севастополя
Время создания
1942 год
Размер
200x400 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
64
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться