Сельский пейзаж с коровами
Осенью 1933 года Дейнека возвращается в Курск — город, где прошло его детство, где он учился в первом высшем начальном училище и посещал художественную школу, а затем, в первые послереволюционные годы, работал фотографом в угрозыске, преподавал рисование в женской гимназии, оформлял агитпоезда и театральные постановки, в том числе Курского драматического театра.
Дейнека, несомненно, был художником, выражавшим сознание масс, чьё творчество подчинялось ритму эпохи, а не личным переживаниям. Однако именно возвращение в родной город, память о детстве и годах творческого становления заставили его обратиться к пейзажу и натюрморту как к форме более личного, лирического высказывания.
Результатом этого соприкосновения с прошлым стала серия живописных произведений, объединённая названием «Сухие листья». «Сельский пейзаж с коровами» — одна из работ этого цикла.
В картине нет острого социального конфликта, нет экспрессии и смелых монтажных приёмов. Равнинный, раскинувшийся под высоким небом пейзаж открывается перед зрителем через распахнутое окно — границу между внутренним и внешним, между воспоминанием и реальностью, между взглядом художника и уходящим временем.
На подоконнике — осенний букет, сухие листья в вазе, жёлтые стебли, отбрасывающие хрупкие тени. Этот мотив несёт в себе ощущение замедленного, уходящего времени, застывшего в прозрачном воздухе курской осени.
Окно становится переходом между мирами. На первом плане — комната, наполненная тишиной и воспоминаниями. Вдали — просторы деревенского пейзажа, залитые светом, где тёплая зелень земли, охристые бревенчатые избы, застывшие на границе с невысоким небом, и главное — стадо коров, возвращающееся с пастбища.
Ритмично расположенные фигуры животных формируют композиционное движение, подчёркивая размеренность жизни, её естественный, неторопливый ход — тот самый, который разительно отличается от скорости перемен, пережитых художником.
Сельский пейзаж с коровами
