Рыжеволосая девушка в чёрном платье с маленькой золотой брошкой у ворота изображена в профиль влево. Силуэт отчётливо читается на нейтральном тёплом фоне. Стилистика лаконична: выразительный абрис, скупая колористическая гамма, в которой только три цвета — чёрный, охристо-жёлтый и красный (согласно Тициану, живописцу больше и не нужно, если добавить белил). Почти в каждом десятилетии творчества Дейнеки есть характерный профильный женский портрет. «Ирина Шервинская» — образец второй половины тридцатых годов.
1 / 3
#2
#9
Первоначально Александр Дейнека написал поясной портрет девушки, сидящей в плетёном «дачном» кресле, в котором изображены многие его модели.
Впоследствии художник изменил формат, убрав кресло и большую часть изображения — такая коллизия сопровождает историю нескольких произведений Дейнеки.
Реконструкция первоначального варианта композиции картины
#12
В окончательном виде портрет стал погрудным, но от исходного варианта уцелел кусок холста с изображением рук, лежащих на книге в красно-голубой обложке. Фрагмент также находится в собрании Курской галереи, что позволяет приблизительно реконструировать первый вариант композиции.
#4
О причинах сделанных изменений можно только гадать, но в результате портрет стал удивительным образом схож с женскими образами Раннего Возрождения. Дейнека слегка «стилизует» облик своей героини, делая её похожей на девушек с портретов Уччелло, Поллайоло, Боттичелли или других мастеров кватроченто.
#8
Примеры портретов эпохи кватроченто
#6
Причина этой стилизации — сама наружность модели. Её уподобление красавицам эпохи кватроченто дополняет образ новыми оттенками содержания.
#10
Дочь известного московского архитектора Евгения Шервинского и певицы Большого театра Маргариты Ральф-Агац Ирина Евгеньевна Шервинская (1914—2005) — график, плакатист, пейзажист, мастер монотипии. В годы создания портрета она училась на графическом факультете в Московском художественном институте. В мастерской А.А. Дейнеки она изучала плакатное искусство. Нельзя не вспомнить о том, что Ирина происходила из семьи людей творческих, принадлежащих гуманитарным профессиям. Она приходилась племянницей известному поэту, переводчику латинской и итальянской поэзии, историку искусства Сергею Васильевичу Шервинскому, в круге гостей и собеседников которого были известные литераторы (М.А. Булгаков, А.А. Ахматова) и историки искусства (А.Г. Габричевский, А.К. Дживелегов).
© М.Т.
#11
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
читать дальшескрыть
Портрет И. Шервинской
Время создания
1937
Размер
70,7x60,3 см
Техника
холст, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться