Александр Дейнека стал знаменит в СССР и за рубежом еще в 1930-е годы. Он создавал агитационные плакаты, монументальные полотна, мозаики и скульптуры, в которых передавал атмосферу Советского Союза, его спортивных соревнований и промышленных строек. Дейнека изображал атлетов и рабочих, ездил с командировками на заводы, а во время Великой Отечественной войны оказался на фронте. Работы художника стали одними из самых известных образцов соцреализма — главного художественного направления СССР.
Персона
Дейнека Александр Александрович
Годы жизни: 1899—1969
#19
#21
«Сколько себя помню, я всегда рисовал»
#22
Александр Дейнека родился 20 мая 1899 года в городе Курске. Отец мальчика работал на железной дороге и хотел, чтобы сын продолжил его дело.
Родители определили будущего художника в Курское начальное училище. У Дейнеки были отличные оценки по точным предметам, он увлекался новинками техники. В то же время он занимался рисованием в студии местных художников. И в 1916 году Дейнека уехал в Харьков — поступать в Харьковское художественное училище. Он вспоминал: «Сколько себя помню, я всегда рисовал». Отец решение Дейнеки не одобрил и перестал его поддерживать. Чтобы заработать, художник торговал картинами и давал частные уроки.
В Харьковском художественном училище педагогами Дейнеки были Александр Любимов и Михаил Пестриков. Больше всего художнику нравились уроки графики. А вот в классе живописи он занимался с неохотой, но не из-за творческих предпочтений, а по материальным причинам. На один набор красок Дейнека копил месяц и потому старался писать тонкими мазками. Однажды профессор Любимов заметил это и попросил Дейнеку не жалеть материалов, поэтому Дейнека стал тратить почти весь набор на одном занятии.
Родители определили будущего художника в Курское начальное училище. У Дейнеки были отличные оценки по точным предметам, он увлекался новинками техники. В то же время он занимался рисованием в студии местных художников. И в 1916 году Дейнека уехал в Харьков — поступать в Харьковское художественное училище. Он вспоминал: «Сколько себя помню, я всегда рисовал». Отец решение Дейнеки не одобрил и перестал его поддерживать. Чтобы заработать, художник торговал картинами и давал частные уроки.
В Харьковском художественном училище педагогами Дейнеки были Александр Любимов и Михаил Пестриков. Больше всего художнику нравились уроки графики. А вот в классе живописи он занимался с неохотой, но не из-за творческих предпочтений, а по материальным причинам. На один набор красок Дейнека копил месяц и потому старался писать тонкими мазками. Однажды профессор Любимов заметил это и попросил Дейнеку не жалеть материалов, поэтому Дейнека стал тратить почти весь набор на одном занятии.
#23
«Глубоко верю в большое искусство наших дней…»
#24
В 1917 году из-за революции занятия в училище остановились. Несколько лет Александр Дейнека искал разные способы заработать: служил фотографом в уголовном розыске, учителем в женской гимназии, оформителем в театре. Также он участвовал в обороне Курска от белой армии, рисовал плакаты для агитпоездов большевиков, руководил «Окнами РОСТА» в Курске. Дейнека писал:
#25
Глубоко верю в большое искусство наших дней… Кого ни захватят наши дни? …Яркие порывы, титанические размахи пролетариата …хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс…
#26
В 1919 году Александр Дейнека возглавил художественную студию при Курском политуправлении. Начальство заметило работы художника и отправило его в Москву, на учебу в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас). Педагогом Дейнеки стал график Владимир Фаворский. Художник выбрал его мастерскую, потому что считал именно графику лучше всего подходящей для агитации.
Во время учебы Александр Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «Красная нива», «Даешь» и «Прожектор». В это время сформировался стиль художника. Он часто создавал монохромные рисунки или использовал всего два-три цвета, подчеркивал детали контрастными красками.
Дейнека также рисовал плакаты. Большая часть его работ была посвящена советской промышленности: «Увеличим промышленное садоводство и огородничество», «Надо самим стать специалистами», «Работать, строить и не ныть!».
Во время учебы Александр Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «Красная нива», «Даешь» и «Прожектор». В это время сформировался стиль художника. Он часто создавал монохромные рисунки или использовал всего два-три цвета, подчеркивал детали контрастными красками.
Дейнека также рисовал плакаты. Большая часть его работ была посвящена советской промышленности: «Увеличим промышленное садоводство и огородничество», «Надо самим стать специалистами», «Работать, строить и не ныть!».
В 1928 году Дейнека создал одно из самых известных своих произведений — масштабное полотно «Оборона Петрограда». Композиционно картина разделена на две части. Сверху художник поместил уходящих из Петрограда белых, а снизу — наступающих красных. Эту работу Дейнека завершил всего за неделю.
Основной темой в творчестве художника в 1930-е годы стал советский спорт. Дейнека сам с детства занимался гимнастикой, бегом и плаванием, в студенческие годы увлекался волейболом и боксом. Спортивный опыт помогал ему находить удачные композиционные приемы, передавать динамику и атмосферу соревнований.
Основной темой в творчестве художника в 1930-е годы стал советский спорт. Дейнека сам с детства занимался гимнастикой, бегом и плаванием, в студенческие годы увлекался волейболом и боксом. Спортивный опыт помогал ему находить удачные композиционные приемы, передавать динамику и атмосферу соревнований.
#27
Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…
Александр Дейнека о спорте
#28
Известными работами Дейнеки на тему спорта стали картина «Бег» и плакат «Физкультурница». Почти на всех своих работах художник изображал молодых, физически здоровых людей. А идеал советской женщины Дейнека показал на картине «Мать».
В 1935 году Филадельфийский музей искусств, Американо-русский институт и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей пригласили Александра Дейнеку в США. Там прошла персональная выставка художника. В поездке Дейнека сделал множество зарисовок жизни американцев и даже оформил один из номеров журнала Vanity Fair.
В 1935 году Филадельфийский музей искусств, Американо-русский институт и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей пригласили Александра Дейнеку в США. Там прошла персональная выставка художника. В поездке Дейнека сделал множество зарисовок жизни американцев и даже оформил один из номеров журнала Vanity Fair.
#29
Мозаики, скульптуры, батальные полотна и военные плакаты
#30
Великая Отечественная война стала главной темой в творчестве Александра Дейнеки в начале 1940-х годов. Он остался в Москве и создавал плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
В 1942 году Дейнека вместе с художником Георгием Нисским отправился на фронт. В это время он написал картины «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня», «Раздолье», масштабное полотно «Оборона Севастополя».
Во второй половине 1940-х Дейнека вновь вернулся к теме спорта. Так, в 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу Б», на которой изобразил спортивные соревнования в Москве. Художник позднее вспоминал, что работал над этим полотном «с особым удовольствием»:
В 1942 году Дейнека вместе с художником Георгием Нисским отправился на фронт. В это время он написал картины «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня», «Раздолье», масштабное полотно «Оборона Севастополя».
Во второй половине 1940-х Дейнека вновь вернулся к теме спорта. Так, в 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу Б», на которой изобразил спортивные соревнования в Москве. Художник позднее вспоминал, что работал над этим полотном «с особым удовольствием»:
#31
Впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы. Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского. Писал я эту картину в 1947 году. За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической.
#32
Дейнека не только писал картины, но и занимался мозаикой. Он создал панно для станций «Маяковская» и «Новокузнецкая» Московского метрополитена, актового зала Главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова, фойе Дворца съездов в Кремле.
Всю жизнь Дейнека преподавал: сначала в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеине), затем в Московском полиграфическом институте (сейчас — Московский государственный университет печати), Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте. Среди его учеников были Андрей Васнецов, Герман Черемушкин, Юлия Данешвар, Изабелла Агаян.
В 1947 году Академия художеств СССР присвоила Дейнеке звание академика. А в 1960-е годы он был вице-президентом отделения декоративных искусств.
Умер Александр Дейнека 12 июня 1969 года в Москве. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище.
Всю жизнь Дейнека преподавал: сначала в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеине), затем в Московском полиграфическом институте (сейчас — Московский государственный университет печати), Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте. Среди его учеников были Андрей Васнецов, Герман Черемушкин, Юлия Данешвар, Изабелла Агаян.
В 1947 году Академия художеств СССР присвоила Дейнеке звание академика. А в 1960-е годы он был вице-президентом отделения декоративных искусств.
Умер Александр Дейнека 12 июня 1969 года в Москве. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище.
#1
А.А. Дейнека
«Автопортрет» (1948)
читать дальшескрыть