Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Гимнасты СССР

Время создания
1964-1965 годы
Размер
270x215 см
Техника
Оргалит, левкас, темпера
22
Открыть в приложении
#4
Дмитрий Жилинский — выдающийся живописец второй половины XX века, член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР. Он создал новую технику, основанную на синтезе европейского, византийского и древнерусского искусства.
#6
В начале 1960-х годов Жилинский ездил в Италию, Голландию и Бельгию, где изучал творчество европейских мастеров. Особенно его впечатлили ранние голландцы Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, итальянцы Джотто ди Бондоне и Паоло Уччелло.
#7
Джотто ди Бондоне (1266? — 1337). Поцелуй Иуды. Между 1304 и 1306. Падуя, капелла дель Арена.
#8
Художники Возрождения обычно писали маслом по дереву, холст стали использовать позже. Жилинский также начал использовать твердую доску как основу для своих картин. Правда, чаще он писал не на дереве, а на более дешевом ДСП или оргалите.

Примерно в то же время друг Жилинского, художник Альберт Папикян, подарил ему темперу. Темпера — это краска, состоящая из пигмента и связующего вещества: яичного желтка или синтетической эмульсии. Её использовали византийские и древнерусские иконописцы и художники до изобретения масляных красок.
#9
Техника масляной живописи, которую Жилинский освоил в Московском художественном институте, больше не отвечала его намерениям. Из-за плотной текстуры и рельефности масла сложнее воспроизвести чистые цвета, чего хотел добиться живописец. Он начал писать темперой по левкасу — основе из мела, смешанного с клеем. Левкас также использовали в иконописи.
#10
Одной из первых работ в этой технике стал портрет «Гимнасты СССР». Автор изобразил советскую сборную по спортивной гимнастике во время подготовки к XVIII Олимпийским играм. Это герои спорта, обладатели золотых медалей на Олимпийских играх, первенствах мира и Европы. В их числе Полина Астахова, Лариса Латынина, Борис Шахлин, Юрий Титов.

Старинные материалы в XX веке были в новинку. Впрочем, живописная манера Жилинского тоже была смелой и новаторской. Художник отказался от тонов и полутонов и писал большими пятнами чистого цвета. Это так называемые локальные цвета: собственные цвета объектов, не искажённые светом или отсветами от рядом стоящих предметов.
#11
Из-за отсутствия теней в пространстве картины нет глубины. Ощущение объема фигур автор передал через выразительные силуэты и линии. Передний и задний планы он как бы наложил друг на друга без соблюдения масштаба: фигуры гимнасток на фоне очень маленькие и плоские, как часто бывает на иконах. При этом Жилинский тщательно прописал лица спортсменов, выразил индивидуальность каждого из них.
#12
На выставке в Союзе художников СССР картину оценили, но даже друзья автора не признавали её живописью из-за использования темперы. Долгое время «Гимнасты» находилась в отделе графики, и только потом, на Всесоюзной выставке, её переместили в раздел живописи.

Жилинский был новатором современного изобразительного искусства. Зрителей поражали активные цвета, динамичная композиция, монументальность его работ. Его авторский стиль стал феноменом своего времени и открыл новые пути развития искусства следующих десятилетий.
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Гимнасты СССР

Время создания
1964-1965 годы
Размер
270x215 см
Техника
Оргалит, левкас, темпера
22
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%