Дмитрий Жилинский — выдающийся живописец второй половины XX века, член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР. Он создал новую технику, основанную на синтезе европейского, византийского и древнерусского искусства.
Гимнасты СССР
Время создания
1964-1965 годы
Размер
270x215 см
Техника
Оргалит, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
22
Открыть в приложении #4
#6
В начале 1960-х годов Жилинский ездил в Италию, Голландию и Бельгию, где изучал творчество европейских мастеров. Особенно его впечатлили ранние голландцы Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, итальянцы Джотто ди Бондоне и Паоло Уччелло.
#7
Джотто ди Бондоне (1266? — 1337). Поцелуй Иуды. Между 1304 и 1306. Падуя, капелла дель Арена.
#8
Художники Возрождения обычно писали маслом по дереву, холст стали использовать позже. Жилинский также начал использовать твердую доску как основу для своих картин. Правда, чаще он писал не на дереве, а на более дешевом ДСП или оргалите.
Примерно в то же время друг Жилинского, художник Альберт Папикян, подарил ему темперу. Темпера — это краска, состоящая из пигмента и связующего вещества: яичного желтка или синтетической эмульсии. Её использовали византийские и древнерусские иконописцы и художники до изобретения масляных красок.
#9
Техника масляной живописи, которую Жилинский освоил в Московском художественном институте, больше не отвечала его намерениям. Из-за плотной текстуры и рельефности масла сложнее воспроизвести чистые цвета, чего хотел добиться живописец. Он начал писать темперой по левкасу — основе из мела, смешанного с клеем. Левкас также использовали в иконописи.
#10
Одной из первых работ в этой технике стал портрет «Гимнасты СССР». Автор изобразил советскую сборную по спортивной гимнастике во время подготовки к XVIII Олимпийским играм. Это герои спорта, обладатели золотых медалей на Олимпийских играх, первенствах мира и Европы. В их числе Полина Астахова, Лариса Латынина, Борис Шахлин, Юрий Титов.
Старинные материалы в XX веке были в новинку. Впрочем, живописная манера Жилинского тоже была смелой и новаторской. Художник отказался от тонов и полутонов и писал большими пятнами чистого цвета. Это так называемые локальные цвета: собственные цвета объектов, не искажённые светом или отсветами от рядом стоящих предметов.
#11
Из-за отсутствия теней в пространстве картины нет глубины. Ощущение объема фигур автор передал через выразительные силуэты и линии. Передний и задний планы он как бы наложил друг на друга без соблюдения масштаба: фигуры гимнасток на фоне очень маленькие и плоские, как часто бывает на иконах. При этом Жилинский тщательно прописал лица спортсменов, выразил индивидуальность каждого из них.
#12
На выставке в Союзе художников СССР картину оценили, но даже друзья автора не признавали её живописью из-за использования темперы. Долгое время «Гимнасты» находилась в отделе графики, и только потом, на Всесоюзной выставке, её переместили в раздел живописи.
Жилинский был новатором современного изобразительного искусства. Зрителей поражали активные цвета, динамичная композиция, монументальность его работ. Его авторский стиль стал феноменом своего времени и открыл новые пути развития искусства следующих десятилетий.
#13
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Гимнасты СССР
Время создания
1964-1965 годы
Размер
270x215 см
Техника
Оргалит, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
22
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться