Обобщенным образом пережитой трагедии и подвига становится созданная в 1948 году картина «Народ в Великой Отечественной войне».
В послевоенное время, когда искусство обращается к осмыслению недавних событий, Дейнека отходит от документальной конкретики и создает монументальный символ эпохи, в котором личное сливается с историческим.
Размеренный ритм мирной жизни воплощён в пейзаже с перекатами хлебных полей, уютными деревенскими избами, яблонями, склоняющимися под тяжестью плодов. Всё наполнено ощущением лета, тепла, покоя.
Но проселочная дорога, по которой движется колонна танков, нарушает идиллическую картину.
Однако художник не противопоставляет образы войны и мира, тыла и фронта. Темы труда, любви к родной земле, солдатского подвига и трагедии матерей, отправляющих своих сыновей на смерть, сплетены воедино, становясь образом исторической судьбы народа.
Смысловым камертоном картины является изображенная на первом плане крестьянка. Это образ Родины-матери. Взяв в руки соху, мужское орудие труда, она вспахивает землю, дарующую силы ей, и тем, к кому она устремляет свой взгляд.
Девочка-дочь, корова-кормилица, корзина, полная спелых яблок в данном контексте становятся метафорой продолжающейся жизни. Дейнека говорит о войне через тишину, через труд, через терпение, которое не менее важно, чем фронтовая доблесть.