Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «А. Дейнека в собрании Курской картинной галереи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2
Ранние этюды любого художника всегда интересны и позволяют рассмотреть зарождающиеся элементы стиля, стадии развития будущего таланта, основы творческого метода.

Отец Дейнеки считал профессию художника несерьезным делом, поэтому Александр поступает в железнодорожное училище, одновременно посещая студию, организованную курскими художниками М. Якименко-Забугой, В. Голиковым и А. Полетико. Знакомится с работами членов Товарищества курских художников, таким образом приобщаясь к художественной жизни, к традиционному искусству и современным течениям в живописи в их «губернском» преломлении. Первые рисовальные навыки были значительно расширены в Харьковском художественном училище, где Дейнека учится с 1915 по 1917 год у М. Пестрикова и А. Любимова. 

Считается, что подобные цветные этюды относятся к этому периоду обучения или были выполнены Дейнекой сразу по возвращении в Курск.
#9
Сад Общественного клуба. г. Курск. Фотография начала XX века
#8
С 1918 по 1920-й год Дейнека снова в Курске. Происходит накопление жизненного материала и профессиональных навыков. Он работает фотографом в курском угрозыске, оформляет агитпоезда, руководит секцией изобразительного искусства в губернском наробразе, служит в Красной Армии, рисует плакаты для «Окон РОСТА», оформляет более двадцати театральных постановок.

Стиль А. Дейнеки меняется. Его крупные живописные работы уже тяготеют к графике, цвет почти совсем пропадает. Это хорошо заметно в некоторых его работах времен ОСТа и даже в его широко известной «Обороне Петрограда» 1928. Действительно, казалось, в живопись им были перенесены чисто графические приемы: скупой цвет, открытый черный и белый. И этот белый зачастую представлял собой нетронутый грунтованный холст. Явная линия, иногда тончайшая, иногда превращающаяся в жирную, активную, как от разного нажима пера. Пятно, часто имитирующее расплывшуюся тушь. 

Силуэты, контрасты, конструкции, напоминающие линии построения, даже непривычная для живописных работ обводка по краю картины. За такую графичность художника ругали.
#4
Трансформация стиля от «живописного» к «графическому»
#10
Подобные ранние этюды доказывают, однако, что построение картины на основе гармоничных цветовых сочетаний было Александру Дейнеке хорошо известно. Представления об усилении и смягчении яркости очевидны. Использование комплементарных (дополнительных) цветов круга Иттена усиливает яркость, а близлежащих цветов — гасит её. 
#12
Пример дополнительных и близлежащих цветов на цветовом круге
#11
Используя голубой и теплый желтый, красно-коричневый и зеленый художник получал желаемые яркие контрасты солнечных бликов, добивался ощущения сиюминутного состояния природы. 

С этой точки зрения характер подобных этюдов вполне укладывается в русло импрессионизма, однако, некоторая завышенная стилизация, большее обобщение относят зрителя к другому витку искусства — постимпрессионизму. Несмотря на то, что постимпрессионизм является стилем «после импрессионизма», в какой-то момент оба они существовали параллельно и влияние одного и другого на ученические искания девятнадцатилетнего А. Дейнеки вполне объяснимы. 
#7
Импрессионизм (фр. impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Основой импрессионистического метода, является восприятие и изображение объектов не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени.

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных течений в европейской живописи начиная со второй половины 1880-х годов до начала XX века. Художники этого направления отказывались изображать только сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
© М.Д.
#13
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Беседка

Время создания
1917 (?)
Размер
17x23,5 см
Техника
холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Дейнека А.А. Коллекция работ

Портрет архитектора Милёшиной
Портрет архитектора Милёшиной
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Осенний букет
Осенний букет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
В Донбассе
В Донбассе
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Бег с препятствиями
Бег с препятствиями
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Лежащая натурщица
Лежащая натурщица
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Портрет художника К.А. Вялова
Портрет художника К.А. Вялова
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Пионер
Пионер
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Из американских зарисовок. Танцовщица
Из американских зарисовок. Танцовщица
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Женский портрет
Женский портрет
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Кросс красноармейцев
Кросс красноармейцев
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Портрет молодого инженера
Портрет молодого инженера
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Оборона Севастополя
Оборона Севастополя
Государственный Русский музей
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
В оккупации
В оккупации
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Деревенские ребята
Деревенские ребята
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Натурщица
Натурщица
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Натурщица со связкой гранат
Натурщица со связкой гранат
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Здоровый дух требует здорового тела
Здоровый дух требует здорового тела
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%