Кузьма Петров-Водкин — российский и советский живописец, график, яркий представитель авангарда. Его творчество впитало в себя разные направления и даже эпохи: от русской иконописи до итальянского Возрождения и французского постимпрессионизма. Так же необычен был и его жизненный путь: от сына сапожника до известного во всём мире художника.
Полдень
Время создания
1917 год
Размер
89x128,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
47
Открыть в приложении #2
#4
Еще учась в школе в Саратовской губернии, Кузьма пробовал писать иконы в мастерской знакомых иконописцев, подрабатывал рисованием вывесок. Благодаря счастливому случаю он попал в петербургское училище технического рисования барона Штиглица. Потом учился у мастера академического портрета — Валентина Серова — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
#5
Петров-Водкин обучался и за границей, много путешествовал по Европе, был в Северной Африке. К моменту создания картины «Полдень. Лето» он уже успел прославиться несколькими работами и в России, и за границей. Современники неоднозначно воспринимали его творчество: реалисты, в том числе Илья Репин, резко критиковали, другие восхищались.
Лиричный летний пейзаж художник написал в революционный 1917 год, который стал переломным и для России, и для российской живописи. После 1917 года Петров-Водкин работал на пролетарское искусство: рисовал плакаты, оформлял журналы. Он стал профессором нового училища, открытого вместо ликвидированной Академии художеств.
#6
«Полдень. Лето» — это целая жизнь русского крестьянина, перенесённая на холст. Художник отразил главные этапы жизни человека. Женщины с детьми — это рождение и материнство, молодые парень с девушкой — любовь, похоронная процессия — смерть. Остальные персонажи трудятся: собирают урожай, колют дрова, доят скот — а затем отдыхают после работы.
#7
В «Полдне» проявился особый творческий метод Петрова-Водкина. Частью этого метода был принцип трёхцветия. Художник считал, что существуют основные цвета: синий, жёлтый и красный, остальные — производны от них. Сочетания тонов именно этих трёх цветов позволяли ему создавать сильные и чистые гармонии.
#8
Живописец широко использовал этот принцип в произведениях, посвящённых материнству. Кстати, женщина в красной юбке, которая кормит ребёнка под деревом, — это почти полное повторение картины «Мать» 1913 года. Художник, как кинооператор, меняет крупный план на дальний, чтобы показать кипящую вокруг матери жизнь народа.
Кузьма Петров-Водкин. Мать. Холст, масло. 1913. Государственная Третьяковская галерея.
#9
Другая особенность живописной системы автора — сферическая перспектива. В отличие от традиционной линейной, такая перспектива одновременно изображает пейзаж сверху — с высоты птичьего полета и сбоку — с уровня глаз человека. Благодаря этому приёму зрители будто смотрят на планету из космоса. Отсутствие линии горизонта и скруглённые линии усиливают этот эффект.
#11
#10
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Полдень
Время создания
1917 год
Размер
89x128,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
47
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться