Иван Ксенофонтов написал полотно «Ной проклинает Хама» в 1850 году. Он изобразил библейский сюжет, который рассказывает о событиях после Великого потопа. По преданию, когда Ноев ковчег встал у горы Арарат, Ной насадил виноградники и выпил вина. Опьянев, раздетый старец уснул у себя в шатре. Младший сын осмеял отца. В девятой главе книги Бытия говорится: «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего». Позже, когда Ной проснулся, он благословил старших братьев, а Хаму сказал, что проклинает его сына Ханаана.
Художник изобразил сцену изгнания Хама из семьи. На переднем плане он разместил пять фигур в свободных одеждах. Ной отвернулся от младшего сына и поднял руки, как будто отталкивая его от себя. Молодой мужчина спускается со ступени, опустив голову, и горестно закрывает лицо ладонью. К коленям старца припали братья Сим и Иафет. Рядом с Хамом идет женщина — она подняла глаза к небу.
Иван Ксенофонтов написал полотно в историческом жанре в академической традиции. В Императорской Академии художеств исторический жанр считался самым главным — его называли «высоким», в отличие от натюрмортов и пейзажей. К историческому жанру причисляли картины не только на сюжеты реальных событий, но и на мифологические, библейские и евангельские темы.
Иван Ксенофонтов выполнил картину по всем требованиям Академии. Он прорисовал фигуры людей в соответствии с античными образцами — все герои идеально сложены, пропорции их фигур соответствуют настоящей анатомии человека. Объемы художник показал с помощью света и тени.
Иван Ксенофонтов построил колорит на акцентах «основного» цвета: красном, желтом и синем, уравновесив их между собой. Одежды героев мастер выполнил чистыми, или так называемыми «локальными» цветами — это собственные цвета объектов, не искажённые отсветами от других предметов. Например, на желтом наряде Ноя никак не отражаются яркие одежды его детей. Второстепенные детали художник написал в приглушенных оттенках.
Иван Ксенофонтов жил с 1817 по 1875 годы. Он прославился как академик исторической и портретной живописи. Основные труды Ксенофонтова были широко представлены в храмах и церквях: в церкви великого князя Николая Николаевича Старшего, в церкви лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, в соборе Петропавловской крепости, в церкви Николая Чудотворца на Выборгской стороне Петербурга и многих других.