В художественной коллекции Музея Москвы представлена картина Аполлинария Васнецова, на которой известный русский художник со свойственным ему мастерством изобразил повседневную городскую жизнь конца XVII века.
За свою историю Красная площадь сменила не одно название. Образовавшаяся одновременно с постройкой краснокирпичных стен Кремля в конце XV века, она называлась Торгом, а выгорев в 1571 году, получила название Пожар. Лишь с середины XVII столетия площадь именуется Красной, действительно став не только главной, но и красивейшей в столице.
Еще в середине XVI века на Красной площади был построен один из выдающихся памятников русской архитектуры — Покровский собор (храм Василия Блаженного), украсивший перспективу площади. Храм был воздвигнут по приказу Ивана IV Грозного в 1555–1561 годах в честь победы над Казанским ханством. Справа от собора возвышается Спасская (Фроловская) башня с часами, у которых была только одна стрелка, неподвижно закрепленная на вращающемся циферблате. Левее видно Лобное место. Вопреки устоявшемуся заблуждению, на Лобном месте никого не казнили: для казней рядом сооружался специальный помост или плаха. Всю левую часть площади занимает торг, а на месте современного ГУМа возвышается здание каменных торговых рядов. На переднем плане картины справа видно крыльцо Земского приказа, с которого приказный дьяк читает указ. Рядом с ним стоит бирючий с яркой палкой — биркой. Увидев издалека эту бирку, люди подходят к крыльцу узнать, что провозглашает дьяк. В подвале Земского приказа находилась тюрьма для нарушителей порядка. На картине видно, как земский ярыжка — низший полицейский чин того времени — с номерным знаком на груди ведет в тюрьму двух задержанных. На плечи одного из них накинут дорогой кафтан (возможно, украденный). В центре видна группа иностранцев, которым что-то объясняет толмач — переводчик. По деревянной мостовой из Кремля едет богатый возок (карета). Остальная часть площади не замощена.
Средоточием городской жизни столицы, ее торговым и административным центром предстает Красная площадь XVII века на полотне исследователя московской средневековой истории, художника Васнецова.