Шрифт
Цвет
Графика
Васнецов А.М.
Персона

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Годы жизни: 1856—1933
#2
Аполлинарий Васнецов, как и его старший брат Виктор, стал известным художником. Критики называли его «певцом старой Москвы»: он писал городские пейзажи на исторические сюжеты. А еще Васнецов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, писал рассказы, искусствоведческие статьи, был градозащитником и даже возглавил Комиссию по изучению старой Москвы.
#3

Ученик старшего брата и народный учитель

#4
Аполлинарий Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии (сейчас — Кировская область). Его назвали в честь матери. Отец Михаил Васнецов, потомственный священник, происходил из древнего рода, который был известен с XVII века. Позднее Васнецов писал об отце:
#5
Ночью он обращал мое внимание на небо, и с детства я знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу.
#6
У Аполлинария Васнецова было пять братьев. Один из них, Виктор, учился живописи и позже стал известным художником. Он взял младшего брата под опеку, когда дети потеряли родителей.

В 1872 году Аполлинарий Васнецов окончил Вятское духовное училище и вскоре после этого отправился в Петербург. Здесь он познакомился с художниками Ильей Репиным, Иваном Крамским, Василием Поленовым и другими знакомыми брата. Кроме живописи Васнецов увлекся историей и археологией.
#7
Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом… сверстники Виктора и мои сверстники.
Аполлинарий Васнецов
#8
Аполлинарий Васнецов мечтал поступить в Академию художеств, где учился его брат. Каждому поступающему нужен был аттестат о среднем образовании, но у Васнецова его не было. Сдать экзамены экстерном он решил в родной Вятке. Там Васнецов увлекся идеями народничества. Последователи этой идеологии верили, что интеллигенция должна сблизиться с крестьянами, обучать и лечить их бесплатно. В Петербург Аполлинарий Васнецов не вернулся: он сдал экзамены на должность земского учителя и уехал в село Быстрица около Вятки. Именно здесь будущий художник создал первые работы — пейзажные зарисовки Вятки и окрестностей.
#9

…На мне написано: «Старая Москва»

#10
Народным учителем Аполлинарий Васнецов проработал всего год. Позднее он вспоминал, что эта работа была очень нервной. В 1878 году Васнецов переехал к брату в Москву, и там они присоединились к Абрамцевскому кружку — художникам, музыкантам и актерам, которые собирались на творческие вечера в усадьбе Абрамцево купца Саввы Мамонтова.

Уже в эти годы Аполлинарий Васнецов начал писать городские пейзажи. Особенно часто художник изображал на своих полотнах события XVI–XVII веков — его любимого исторического периода. Он изучал архитектуру и искусство этого времени. Васнецов говорил: «Для всех интересующихся искусством на мне написано: «Старая Москва». Этот город художник изобразил на картинах «Московский Кремль», «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала ХVII века», «Московский застенок. Конец ХVI века», «Уголок Москвы. Зима».

В 1883 году Васнецов впервые показал свои работы на выставках Товарищества передвижных выставок. Вскоре он вступил в это объединение, а его пейзаж «Серый денек» купил меценат Павел Третьяков для своего музея.

Аполлинарий Васнецов много ездил по России, побывал в Крыму, Сибири, на Кавказе, Урале. В путешествиях он написал картины «Вид из Ласточкиного гнезда», «Река Ольховка», «Сибирь», «Церковь Цминда Самеба». Бывал живописец и за границей — в Швейцарии, Германии, Италии, Франции, где тоже создавал пейзажи.

В начале XX века Васнецов уже был известным живописцем. Петербургская Академия художеств удостоила его почетного звания академика. В 1901 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества открылась пейзажная мастерская Васнецова. Там занимались Юрий Еремин, Сергей Герасимов, Борис Яковлев.

Васнецов создал декорации для оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова в Мариинском театре, «Жизнь за царя» Михаила Глинки в Большом театре, спектаклей частных коллективов. А еще — по собственным эскизам изготавливал предметы мебели. На шкафах, полках и буфетах он изображал растительные орнаменты и фольклорных персонажей.

За свои картины Васнецов получил серебряную и золотую медали на международных выставках в Париже и Мюнхене. Александр Бенуа писал о его творчестве:

#11
Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей… Прелестен был и его «сибирский» говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей.
#12

Последние годы Аполлинария Васнецова

#13
После революции 1917 года Аполлинарий Васнецов остался в России. Однако в 1920 году его мастерскую в училище закрыли, квартиру уплотнили, а новые жильцы даже пытались выбросить картины художника. Из-за этого Васнецов хотел бросить живопись. Вернуться к работе его уговорили жена Татьяна Одоевская и сын Всеволод Васнецов. В эти годы живописец продолжал писать пейзажи Москвы: «Троицкая церковь на Берсеневке», «Новодевичий монастырь. Башни», «Красная площадь во 2-й половине XVII века».

В 1918 году Васнецов стал главой Комиссии по изучению старой Москвы. Под его руководством историки проводили археологические экспедиции. А сам художник пытался сохранять и реставрировать исторические памятники и даже опубликовал в газете «Известия» в 1931 году статью с аргументами, почему не стоит сносить храм Христа Спасителя. Однако собор все же взорвали.

Кроме живописи Васнецов занимался литературой. Он писал рассказы, путевые очерки, воспоминания. А в научных журналах выходили его статьи об изобразительном искусстве, археологии, архитектуре. В конце 1920-х художник присоединился к Всероссийскому союзу писателей.

Аполлинарий Васнецов умер 23 января 1933 года. Похоронили художника на Введенском кладбище в Москве. Сегодня в его квартире по Фурманному переулку открыт мемориальный музей.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%