Шла Великая Отечественная война. Осенью 1942 года положение на фронтах было критическим. В Сталинграде немцы прорвались на берег Волги, на Кавказе были близки к прорыву к нефтеносным районам Каспия. Контрнаступление нашей армии под Сталинградом начнется только 19 ноября 1942 года. В таких серьезных условиях страна встретила 25-ю годовщину Октябрьской революции 1917 года. Правительство страны решило в ознаменование этой даты провести торжественное заседание. Александр Михайлович Герасимов приступает к созданию большой тематической картины с изображением этого события под названием «Гимн Октябрю», над которой работает с ноября 1942-го по апрель 1943-го.
Существует два эскиза, один из которых, наиболее проработанный, находится в частном собрании в Великобритании. В начальном эскизе, представленном в музее-усадьбе, художник работает над композицией картины. Основное внимание зрителя сфокусировано на изображении сцены и театральных лож. В работе художник намечает цветовые соотношения, которые будут важны в основном произведении. Размер основного полотна поражает своими масштабами — 4 на 7 метров. В картине почти 200 выразительных портретов известных в то время в стране людей: руководителей партии и правительства, деятелей культуры и искусства, представителей общественности Москвы. Все они собрались на грандиозном праздновании 25-й годовщины Октябрьской революции.
За произведение «Гимн Октябрю» Александр Герасимов был удостоен второй Сталинской премии. После написания картины выходит в свет красочная монография с цветными иллюстрациями, в которой картине отводится глава книги; в издательстве «Искусство» издается массовым тиражом брошюра. Во всех же последующих изданиях эта работа не только больше не воспроизводилась, но даже и не упоминалась. Она снова на виду только через полстолетия, когда Государственный Русский музей представляет картину на выставке в Касселе (Германия). Причина необъяснимого исчезновения этого произведения на 50 лет открылась в 2010 году, после выхода в свет книги «Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны». В ней говорилось, что на самом деле праздника в Большом театре не было, скромное заседание было проведено с «максимальными мерами конспирации» в Большом Кремлёвском дворце в узком кругу. Александру Герасимову было поручено запечатлеть несостоявшееся событие, о котором было широко объявлено. Художник мастерски и с большим вдохновением решил эту задачу, создав еще один эталон Большого стиля эпохи.
Существует два эскиза, один из которых, наиболее проработанный, находится в частном собрании в Великобритании. В начальном эскизе, представленном в музее-усадьбе, художник работает над композицией картины. Основное внимание зрителя сфокусировано на изображении сцены и театральных лож. В работе художник намечает цветовые соотношения, которые будут важны в основном произведении. Размер основного полотна поражает своими масштабами — 4 на 7 метров. В картине почти 200 выразительных портретов известных в то время в стране людей: руководителей партии и правительства, деятелей культуры и искусства, представителей общественности Москвы. Все они собрались на грандиозном праздновании 25-й годовщины Октябрьской революции.
За произведение «Гимн Октябрю» Александр Герасимов был удостоен второй Сталинской премии. После написания картины выходит в свет красочная монография с цветными иллюстрациями, в которой картине отводится глава книги; в издательстве «Искусство» издается массовым тиражом брошюра. Во всех же последующих изданиях эта работа не только больше не воспроизводилась, но даже и не упоминалась. Она снова на виду только через полстолетия, когда Государственный Русский музей представляет картину на выставке в Касселе (Германия). Причина необъяснимого исчезновения этого произведения на 50 лет открылась в 2010 году, после выхода в свет книги «Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны». В ней говорилось, что на самом деле праздника в Большом театре не было, скромное заседание было проведено с «максимальными мерами конспирации» в Большом Кремлёвском дворце в узком кругу. Александру Герасимову было поручено запечатлеть несостоявшееся событие, о котором было широко объявлено. Художник мастерски и с большим вдохновением решил эту задачу, создав еще один эталон Большого стиля эпохи.