Александр Герасимов — первый президент Академии художеств СССР. Он сыграл большую роль в становления советского реалистического искусства. Александра Герасимова справедливо называют крупнейшим портретистом советской эпохи: художник создал целую галерею портретов выдающихся деятелей Советского государства, полководцев Советской армии, Героев Советского Союза.
Александр Герасимов стал наиболее удачливым портретистом Иосифа Сталина, соавтором его культа. Портреты расходились по стране во множестве списков и репродукций, им было поручено представить вождя там, где его никто и никогда не видел. Таким образом, для многих людей Сталиным был именно Сталин Герасимова.
Именно такой, «живой и сверкающей», советская натура предстает в полотнах Герасимова, написанных свободной залихватской кистью, озаренных блеском золота, зеркал и хрусталя, расцвеченных бликами солнца. Герасимов был наделен даром точно схватывать портретное сходство, эта особенность позволила ему без профессиональной подготовки поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях Александр Михайлович пишет, что четыре года, проведенные на архитектурном отделении, помогли ему в совершенстве освоить акварельную технику. И действительно, его акварели воздушны и виртуозны.
Эта небольшого размера акварель была написана в 1930 году. Портрет Иосифа Сталина кажется строгим. Фигура стабильна. Значительность вождя непререкаема, она не нуждается во внешних подтверждениях. Изображение достаточно лаконично, но вместе с тем выразительно. Этому общему ощущению устойчивости и непоколебимости способствует продуманная уравновешенная композиция портрета. В 1933 году по указанию Сталина в личном кабинете сделали перепланировку, изменили интерьеры. Нейтральный фон, минимум окружающих предметов побуждают сфокусировать все внимание на фигуре изображенного. В портрете важна узнаваемость характерных черт Иосифа Сталина и фиксация его лица. На этой картине руководитель советского государства выглядит живо и правдоподобно, подобострастные гиперболы деликатно замаскированы, не бросаются в глаза. Художнику удалось избежать скучности и сухости в официальном портрете.
Александр Герасимов стал наиболее удачливым портретистом Иосифа Сталина, соавтором его культа. Портреты расходились по стране во множестве списков и репродукций, им было поручено представить вождя там, где его никто и никогда не видел. Таким образом, для многих людей Сталиным был именно Сталин Герасимова.
Именно такой, «живой и сверкающей», советская натура предстает в полотнах Герасимова, написанных свободной залихватской кистью, озаренных блеском золота, зеркал и хрусталя, расцвеченных бликами солнца. Герасимов был наделен даром точно схватывать портретное сходство, эта особенность позволила ему без профессиональной подготовки поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях Александр Михайлович пишет, что четыре года, проведенные на архитектурном отделении, помогли ему в совершенстве освоить акварельную технику. И действительно, его акварели воздушны и виртуозны.
Эта небольшого размера акварель была написана в 1930 году. Портрет Иосифа Сталина кажется строгим. Фигура стабильна. Значительность вождя непререкаема, она не нуждается во внешних подтверждениях. Изображение достаточно лаконично, но вместе с тем выразительно. Этому общему ощущению устойчивости и непоколебимости способствует продуманная уравновешенная композиция портрета. В 1933 году по указанию Сталина в личном кабинете сделали перепланировку, изменили интерьеры. Нейтральный фон, минимум окружающих предметов побуждают сфокусировать все внимание на фигуре изображенного. В портрете важна узнаваемость характерных черт Иосифа Сталина и фиксация его лица. На этой картине руководитель советского государства выглядит живо и правдоподобно, подобострастные гиперболы деликатно замаскированы, не бросаются в глаза. Художнику удалось избежать скучности и сухости в официальном портрете.