В юные годы Саша Герасимов вместе с отцом «исколесил все прикозловские дороги». Отец художника, Михаил Сафронович Герасимов, был прасолом — торговцем лошадьми и быками. Нужно было ездить, узнавать цены, потом — перегонять стада живого скота… Все эти картины жизни, картины дороги и лихого бега лошадей надолго остались в памяти будущего художника.
Картину «Тройка» Александр Михайлович Герасимов написал на степном хуторе недалеко от города Козлова. Произведение было представлено в 1915 году на ученической выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где обучался художник в ту пору. Вот как он поясняет изображенное: «Когда вы едете на тройке, то сидите обыкновенно ближе к какому-нибудь краю саней или тарантаса и смотрите мимо спины кучера. Перед вашими глазами крупным планом будет пристяжная лошадь, а дальше пейзаж с дорогой. Если вы едете через село или мимо хутора, на лошадей с лаем кидаются собаки; лай собак и звон бубенчиков сливаются в какую-то чарующую музыку. Во всяком случае, такое ощущение испытывал я».
Живописное полотно «Тройка» отличается широкой, темпераментной и в то же время исключительно точной манерой письма, вполне соответствовавшей импульсивной натуре автора. Эта работа во многом связана с образами русского фольклора, произведений классической литературы. Значительная часть полотна отдана художником изображению снега. Снег покрывает все вокруг: дорогу, стоящие в стороне от движения домишки крестьян. В то же время картина навеяна непосредственными впечатлениями от черноземного края, от захватывающей дух быстрой езды в розвальнях по заснеженной сельской дороге, с несущимися наперегонки с лошадьми и собаками. Она передает стихию быстрого движения. Композицию художник построил так, что зритель ощущает себя участником движения, быстрого бега лошадей по заснеженным просторам полей — будто сидит в санях и едет на тройке позади ямщика. Кажется, художнику удалось передать даже звуки: недаром более раннее (1912 год) полотно на эту тему из собрания Третьяковской галереи носит название «Лай собак и звон бубенчиков».
Картину «Тройка» Александр Михайлович Герасимов написал на степном хуторе недалеко от города Козлова. Произведение было представлено в 1915 году на ученической выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где обучался художник в ту пору. Вот как он поясняет изображенное: «Когда вы едете на тройке, то сидите обыкновенно ближе к какому-нибудь краю саней или тарантаса и смотрите мимо спины кучера. Перед вашими глазами крупным планом будет пристяжная лошадь, а дальше пейзаж с дорогой. Если вы едете через село или мимо хутора, на лошадей с лаем кидаются собаки; лай собак и звон бубенчиков сливаются в какую-то чарующую музыку. Во всяком случае, такое ощущение испытывал я».
Живописное полотно «Тройка» отличается широкой, темпераментной и в то же время исключительно точной манерой письма, вполне соответствовавшей импульсивной натуре автора. Эта работа во многом связана с образами русского фольклора, произведений классической литературы. Значительная часть полотна отдана художником изображению снега. Снег покрывает все вокруг: дорогу, стоящие в стороне от движения домишки крестьян. В то же время картина навеяна непосредственными впечатлениями от черноземного края, от захватывающей дух быстрой езды в розвальнях по заснеженной сельской дороге, с несущимися наперегонки с лошадьми и собаками. Она передает стихию быстрого движения. Композицию художник построил так, что зритель ощущает себя участником движения, быстрого бега лошадей по заснеженным просторам полей — будто сидит в санях и едет на тройке позади ямщика. Кажется, художнику удалось передать даже звуки: недаром более раннее (1912 год) полотно на эту тему из собрания Третьяковской галереи носит название «Лай собак и звон бубенчиков».