Особая страница творчества художника Герасимова — его работа над книжной иллюстрацией. Собственно, выбор тем для иллюстрирования всегда был обусловлен давними симпатиями художника. Особую любовь художник питал к творчеству А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Всем почитателям русской классической литературы хорошо известны произведения «Евгений Онегин» и «Тарас Бульба» с иллюстрациями Александра Михайловича. К 1949 году относятся герасимовские иллюстрации к известному роману в стихах, написанные художником к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Они были показаны на выставке книги, графики и плаката, организованной в 1950 году Главиздатом. Герасимовская пушкиниана — еще одна тамбовская тропинка к великому поэту.
В 30-е годы Герасимов задумал серию станковых листов к «Евгению Онегину» (которую художнику не удалось завершить). Иллюстрация «Бал у Лариных» позволяет понять, насколько внимательно художник читал Пушкина, обращая внимание на любой намек в характеристике не только главных, но и второстепенных персонажей. На картине изображена одна из кульминационных сцен романа — бал в дворянской усадьбе.
Художник изобразил сцену бала по образцу академической многофигурной композиции: нарядные фигуры мужчин и женщин кружат в танце, движения их плавные и гармоничные. А.М. Герасимов тщательно прописывает детали, характеризующие быт той эпохи (мебель, люстры, канделябры, картины и т. д.). На картине преобладают мягкие, пастельные тона, характерные для акварельной техники, однако произведение весьма оживляют такие детали, как нарядные голубые шторы и изящная мебель. Художник обращает внимание на детали одежды, актуальные для XIX века (рюши на платьях, перчатки у дам и мужчин, мужские сюртуки, военная форма). Автор стремился отобразить здесь не только внешние детали, но несколькими штрихами показывает и психологические характеристики представленных персонажей (кокетливая и игривая Ольга, надменная дама в кресле, романтично настроенные кавалеры). Герасимов изображает своих персонажей в вихре танца; работа передает динамику, движение (на первом плане персонажи особенно подвижны).
В 30-е годы Герасимов задумал серию станковых листов к «Евгению Онегину» (которую художнику не удалось завершить). Иллюстрация «Бал у Лариных» позволяет понять, насколько внимательно художник читал Пушкина, обращая внимание на любой намек в характеристике не только главных, но и второстепенных персонажей. На картине изображена одна из кульминационных сцен романа — бал в дворянской усадьбе.
Художник изобразил сцену бала по образцу академической многофигурной композиции: нарядные фигуры мужчин и женщин кружат в танце, движения их плавные и гармоничные. А.М. Герасимов тщательно прописывает детали, характеризующие быт той эпохи (мебель, люстры, канделябры, картины и т. д.). На картине преобладают мягкие, пастельные тона, характерные для акварельной техники, однако произведение весьма оживляют такие детали, как нарядные голубые шторы и изящная мебель. Художник обращает внимание на детали одежды, актуальные для XIX века (рюши на платьях, перчатки у дам и мужчин, мужские сюртуки, военная форма). Автор стремился отобразить здесь не только внешние детали, но несколькими штрихами показывает и психологические характеристики представленных персонажей (кокетливая и игривая Ольга, надменная дама в кресле, романтично настроенные кавалеры). Герасимов изображает своих персонажей в вихре танца; работа передает динамику, движение (на первом плане персонажи особенно подвижны).