В собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств хранятся две картины народного художника СССР Александра Герасимова — это натюрморт «Букет цветов. Окно», написанный в 1914 году, и «Портрет Дзержинского», созданный в 1933-м. Картины написаны с разницей в 20 лет. Сопоставив их, исследователи отмечают яркий контраст в творчестве художника, которому пришлось работать в одной стране, но в разные исторические периоды. «Букет цветов» — один из немногочисленных натюрмортов в коллекции дореволюционного русского искусства.
Герасимов написал «Букет цветов» в период, когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На эту работу сильно повлияло увлечение художника импрессионизмом — стилем, в котором главной задачей была не детальная прорисовка объекта, а попытка изобразить впечатление от него. В раннем творчестве Александр Герасимов писал много пейзажных зарисовок и натюрмортов, передающих такое впечатление. В его этюдах было много свежего воздуха и ярких, сочных красок, которые в будущем стали частью его авторской манеры.
На картине букет цветов в стеклянной банке с водой стоит на подоконнике. В распахнутое окно входит весенний пейзаж: небо с легкими облаками, светлая полоса полей, уходящих к горизонту, стволы деревьев с яркой молодой листвой, крыши домов, подсвеченные солнцем. Эта легкость и прозрачность продолжены в кисейной занавеске окна и в натюрморте на подоконнике: рядом с банкой с цветами лежит раскрытая книга.
После Октябрьской революции «лучший певец весны», как называл Герасимова писатель и журналист Владимир Гиляровский, станет творцом художественной политики нового государства. Талант живописца, жизнерадостная и яркая манера письма, сочные краски по мере того, как художник развивался в жанре соцреализма, обрели парадный лоск. Герасимов вошел в историю советского искусства как художник, который боролся за последовательное проведение принципов социалистического реализма. Он стал крупным мастером парадного портрета и пейзажа, передающего пафос советской эпохи, оптимизм и новое мировоззрение советского человека.
Герасимов написал «Букет цветов» в период, когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На эту работу сильно повлияло увлечение художника импрессионизмом — стилем, в котором главной задачей была не детальная прорисовка объекта, а попытка изобразить впечатление от него. В раннем творчестве Александр Герасимов писал много пейзажных зарисовок и натюрмортов, передающих такое впечатление. В его этюдах было много свежего воздуха и ярких, сочных красок, которые в будущем стали частью его авторской манеры.
На картине букет цветов в стеклянной банке с водой стоит на подоконнике. В распахнутое окно входит весенний пейзаж: небо с легкими облаками, светлая полоса полей, уходящих к горизонту, стволы деревьев с яркой молодой листвой, крыши домов, подсвеченные солнцем. Эта легкость и прозрачность продолжены в кисейной занавеске окна и в натюрморте на подоконнике: рядом с банкой с цветами лежит раскрытая книга.
После Октябрьской революции «лучший певец весны», как называл Герасимова писатель и журналист Владимир Гиляровский, станет творцом художественной политики нового государства. Талант живописца, жизнерадостная и яркая манера письма, сочные краски по мере того, как художник развивался в жанре соцреализма, обрели парадный лоск. Герасимов вошел в историю советского искусства как художник, который боролся за последовательное проведение принципов социалистического реализма. Он стал крупным мастером парадного портрета и пейзажа, передающего пафос советской эпохи, оптимизм и новое мировоззрение советского человека.