Впервые с произведениями Николая Васильевича Гоголя Александр Герасимов познакомился в юности. «Мой сосед, товарищ и сверстник, дал как-то мне почитать „Повести“ Гоголя с рисунками Игоря Храброва (псевдоним Игоря Грабаря — прим.), — вспоминает А.М. Герасимов. — Сильнее всего на меня подействовала иллюстрация к „Ночи перед Рождеством“, Оксана перед зеркалом. Я решил без промедления скопировать гоголевскую красавицу. И вот на двери сарая, где я обычно спал в летнее время, появилась Оксана, написанная масляными красками, едва ли не в полный рост».
Прошли годы. Александр Михайлович Герасимов работал декоратором в козловском драматическом театре (1918–1925). Именно тогда появляются первые наброски к «Тарасу Бульбе». Художник вспоминал: «Во время гастролей украинских трупп, в антрактах или когда актер был свободен от выхода, я делал наброски, так как давно мечтал проиллюстрировать „Тараса Бульбу“. Впоследствии эти наброски мне очень пригодились».
К теме «Тараса Бульбы» художник основательно возвращается в 1940-е годы. В 1947 году на «Весенней выставке московских живописцев и скульпторов» появляются три большие красочные композиции «Тараса Бульбы», исполненные гуашью. Работой над иллюстрированием знаменитой повести из цикла «Миргород» художник осуществляет свой давний творческий замысел, выполняя при этом целый ряд этюдов с натуры. Так, в качестве главного героя — Тараса — он выполняет этюды со своих собственных фотографий. В основу иллюстрирования книги легла патриотическая идея произведения. Художник воссоздает сюжет повести как одно из ярких исторических событий, где с необычайной мощью выражена национально-освободительная борьба. Следует также отметить, что сам Александр Герасимов не причислял себя к иллюстраторам-профессионалам, отдавая при этом должное мастерству профессиональных графиков-иллюстраторов. Но вместе с тем он считал, что и художника-станковиста может побудить эта увлекательная возможность показать свое искусство в книге, в сотнях тысяч воспроизведений, раскрыть сюжет произведения богатыми средствами цвета.
Прошли годы. Александр Михайлович Герасимов работал декоратором в козловском драматическом театре (1918–1925). Именно тогда появляются первые наброски к «Тарасу Бульбе». Художник вспоминал: «Во время гастролей украинских трупп, в антрактах или когда актер был свободен от выхода, я делал наброски, так как давно мечтал проиллюстрировать „Тараса Бульбу“. Впоследствии эти наброски мне очень пригодились».
К теме «Тараса Бульбы» художник основательно возвращается в 1940-е годы. В 1947 году на «Весенней выставке московских живописцев и скульпторов» появляются три большие красочные композиции «Тараса Бульбы», исполненные гуашью. Работой над иллюстрированием знаменитой повести из цикла «Миргород» художник осуществляет свой давний творческий замысел, выполняя при этом целый ряд этюдов с натуры. Так, в качестве главного героя — Тараса — он выполняет этюды со своих собственных фотографий. В основу иллюстрирования книги легла патриотическая идея произведения. Художник воссоздает сюжет повести как одно из ярких исторических событий, где с необычайной мощью выражена национально-освободительная борьба. Следует также отметить, что сам Александр Герасимов не причислял себя к иллюстраторам-профессионалам, отдавая при этом должное мастерству профессиональных графиков-иллюстраторов. Но вместе с тем он считал, что и художника-станковиста может побудить эта увлекательная возможность показать свое искусство в книге, в сотнях тысяч воспроизведений, раскрыть сюжет произведения богатыми средствами цвета.