Известно, что Александр Герасимов любил портрет более других жанров, считал его самым трудным делом, требующим не только безупречного владения техникой, но и умения проникнуть в глубину личности модели и запечатлеть на холсте черты ее характера, своеобразие натуры и внутренний мир. Создавая целую галерею портретов своих выдающихся современников, Александр Михайлович Герасимов не просто запечатлевал их облик — он сохранял их имена в истории. Александр Герасимов дал советскому народу и всему миру обобщенный образ Владимира Ильича Ленина — вождя Октябрьской революции, пламенного трибуна.
Эта работа осталась незаконченной, но в ее эскизе очень точно передана сама суть и атмосфера события. Основная идея картины — Ленин и народ. Чувствуется, что эта страшная сцена ранения вождя сотрясает весь народ, весь мир. В эту картину художник вложил всю силу своего таланта, свое высокое вдохновение.
Композиция «Выстрел в народ» — последняя тематическая картина Александра Герасимова. Художник долго готовился к работе над ней. Он собирал документальный материал, посвященный обстоятельствам самого известного покушения на жизнь руководителя Советской России, председателя Совета народных комиссаров РСФСР В.И. Ленина 30 августа 1918 года, когда он выступал на митинге рабочих. Художник неоднократно был на месте покушения — на заводе Михельсона в Москве, — писал предварительные эскизы композиции, этюды. Удачно взяты и найдены отдельные образы фигур — Владимира Ильича Ленина и поддерживающих его рабочих. Произведение решено динамично. В нем чувствуется сиюминутность происходящего. Поза В.И. Ленина, эмоциональный жест делают образ психологически достоверным.
Александр Михайлович в автобиографической книге «Жизнь художника» отметил: «Сознание, что работаешь над гением человечества, наполняло и глубокой творческой радостью и вместе с тем чувством большой ответственности. Я отчетливо понимал, берусь за работу, необходимо сохранить для будущих поколений не только правдивый внешний образ Ленина, но вместе с тем и раскрыть перед зрителем чувства, с которыми современники восприняли труды и дни великого освободителя трудящихся и основоположника новой эры мировой истории».
Эта работа осталась незаконченной, но в ее эскизе очень точно передана сама суть и атмосфера события. Основная идея картины — Ленин и народ. Чувствуется, что эта страшная сцена ранения вождя сотрясает весь народ, весь мир. В эту картину художник вложил всю силу своего таланта, свое высокое вдохновение.
Композиция «Выстрел в народ» — последняя тематическая картина Александра Герасимова. Художник долго готовился к работе над ней. Он собирал документальный материал, посвященный обстоятельствам самого известного покушения на жизнь руководителя Советской России, председателя Совета народных комиссаров РСФСР В.И. Ленина 30 августа 1918 года, когда он выступал на митинге рабочих. Художник неоднократно был на месте покушения — на заводе Михельсона в Москве, — писал предварительные эскизы композиции, этюды. Удачно взяты и найдены отдельные образы фигур — Владимира Ильича Ленина и поддерживающих его рабочих. Произведение решено динамично. В нем чувствуется сиюминутность происходящего. Поза В.И. Ленина, эмоциональный жест делают образ психологически достоверным.
Александр Михайлович в автобиографической книге «Жизнь художника» отметил: «Сознание, что работаешь над гением человечества, наполняло и глубокой творческой радостью и вместе с тем чувством большой ответственности. Я отчетливо понимал, берусь за работу, необходимо сохранить для будущих поколений не только правдивый внешний образ Ленина, но вместе с тем и раскрыть перед зрителем чувства, с которыми современники восприняли труды и дни великого освободителя трудящихся и основоположника новой эры мировой истории».