В Музее-усадьбе Шаляпина экспонируется статуэтка из фарфора, блестяще представляющая артиста Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова. На низком постаменте неправильной формы — фигура стоящего в сложном повороте мужчины, одетого в исторический русский костюм. Его слегка приподнятая голова с небольшой бородой и усами повернута влево. На темных волосах — небольшая шапочка. В сложенных перед грудью руках мужчина сжимает зеленовато-салатовый платок и желтый орнаментированный шарф. На его ногах — нарядные сапоги. Царь одет в светлую длинную рубаху, поверх которой накинут темный, украшенный цветочными узорами кафтан, подбитый малиновым подкладом.
Автор работы, Яков Абрамович Троупянский, подчеркивает трагизм и фатальность образа царя: остановившийся полуповорот головы, явная тревога, растерянность, обреченность… Партия Бориса Годунова в шаляпинской интерпретации поражала современников. Из молодого, полного сил, величественного царя Борис в последних сценах превращался в дряхлого безумного старика. Это поистине один из самых лучших театральных образов артиста. Примечательно, что на выставках антиквариата эту скульптуру называют не «Шаляпин», а «Годунов», ведь Троупянский смог передать монументальность образа средствами малой пластики.
Скульптор Яков Троупянский родом из Одессы. Он окончил Одесскую художественную школу и Неаполитанскую академию художеств. Он также обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился у скульптора Владимира Беклемишева.
В начале своей творческой деятельности Троупянский предпочитал монументально-декоративную скульптуру. Он оформлял фасады и интерьеры многих зданий в Петербурге, Харькове, Киеве и Одессе.
Скульптор также работал на Ленинградском фарфоровом заводе и выполнил несколько ярких образов, которые стали невероятно популярными, например скульптуру Фёдора Шаляпина, бюст писателя Фёдора Достоевского и бронзовую статуэтку с изображением великого русского живописца Ильи Репина. Троупянский стал заведующим художественной бронзолитейной мастерской в Ленинграде. С началом Великой Отечественной войны он начал заниматься реставрацией и консервацией скульптурных памятников Ленинграда. В послевоенные годы мастер преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте.
Автор работы, Яков Абрамович Троупянский, подчеркивает трагизм и фатальность образа царя: остановившийся полуповорот головы, явная тревога, растерянность, обреченность… Партия Бориса Годунова в шаляпинской интерпретации поражала современников. Из молодого, полного сил, величественного царя Борис в последних сценах превращался в дряхлого безумного старика. Это поистине один из самых лучших театральных образов артиста. Примечательно, что на выставках антиквариата эту скульптуру называют не «Шаляпин», а «Годунов», ведь Троупянский смог передать монументальность образа средствами малой пластики.
Скульптор Яков Троупянский родом из Одессы. Он окончил Одесскую художественную школу и Неаполитанскую академию художеств. Он также обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился у скульптора Владимира Беклемишева.
В начале своей творческой деятельности Троупянский предпочитал монументально-декоративную скульптуру. Он оформлял фасады и интерьеры многих зданий в Петербурге, Харькове, Киеве и Одессе.
Скульптор также работал на Ленинградском фарфоровом заводе и выполнил несколько ярких образов, которые стали невероятно популярными, например скульптуру Фёдора Шаляпина, бюст писателя Фёдора Достоевского и бронзовую статуэтку с изображением великого русского живописца Ильи Репина. Троупянский стал заведующим художественной бронзолитейной мастерской в Ленинграде. С началом Великой Отечественной войны он начал заниматься реставрацией и консервацией скульптурных памятников Ленинграда. В послевоенные годы мастер преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте.