Афанасий Осипов — якутский живописец, академик Российской академии художеств, Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина. Впервые на Арктический Север Осипов попал в начале 1958 года. Тогда он побывал на берегу Ледовитого океана. Он совершил вместе с Семеном Даниловым, посвятившим ему потом свою «северную» поэму «Счастье орла», поездки в дальние поселки и стойбища оленеводов Нижнеколымского района.
После очередной поездки в тундру, в 1990 году, художник создает триптих «Золотые жилы Индигирки», в котором раскрывает нравственные, социальные, экологические проблемы современности, связанные с потерей культурных традиций. В основу центральной части триптиха положен портрет «Из рода бывших эвенских князей. Анна Шумилова» 1989 года. Холст «У потухшего очага» изображает старейшую представительницу известного рода в темном, почти пустом пространстве чума. В триптихе художник намеренно меняет детали одежды. В портрете, написанном с натуры, Шумилова одета в косынку с цветочным узором. В картине «У потухшего очага» цветной рисунок головного платка заменен на орнамент виде креста. Отсутствует нарядная оторочка на обуви, имеющая у народов Якутии высокий семиотический статус и функцию оберега. Впереди нет дороги — основной смысл произведения раскрыт многими средствами. В портрете пожилая женщина смотрит на зрителя пронзительно и цепко, а в триптихе печальный взгляд героини направлен в пустое пространство. Выразительно лицо, испещренное морщинами — благодаря художественному преувеличению оно больше напоминает древнюю маску, хранящую тысячелетнюю память.
Полотно «Добытчик» построено на сопоставлении огромного космического пространства и маленькой фигуры человека. Завораживает красота ночного пейзажа, почти неземного, кажется, что здесь «до звезд рукой подать». На фоне безжизненных молчаливых белых вершин изящные жерди юрт воспринимаются как уникальное изобретение северной цивилизации. Конический остов жилища повторяет форму гор, органично вписываясь в северный ландшафт.
Холодное безмолвие снежной пустыни правой части триптиха противопоставлено левой — землисто-серой по тону. Холст «Промывочный сезон» словно наполнен индустриальными звуками: шумят трубы, краны, гудят машины. Пейзаж абсолютно безлюден. Ничтожная по размерам техника на развороченной, перерытой земле представляет унылое зрелище. По словам художника, на полотне изображен прииск Ольчан Алданского района, недалеко от которого проживала семья оленеводов Шумиловых. Триптих «Золотые жилы Индигирки» — редкое по своей драматической силе произведение в творчестве якутского мастера, которому не свойственны трагические, пессимистические настроения. Как правило, его искусство пронизано ясным и добрым видением мира, любовью к человеку и его делам.
После очередной поездки в тундру, в 1990 году, художник создает триптих «Золотые жилы Индигирки», в котором раскрывает нравственные, социальные, экологические проблемы современности, связанные с потерей культурных традиций. В основу центральной части триптиха положен портрет «Из рода бывших эвенских князей. Анна Шумилова» 1989 года. Холст «У потухшего очага» изображает старейшую представительницу известного рода в темном, почти пустом пространстве чума. В триптихе художник намеренно меняет детали одежды. В портрете, написанном с натуры, Шумилова одета в косынку с цветочным узором. В картине «У потухшего очага» цветной рисунок головного платка заменен на орнамент виде креста. Отсутствует нарядная оторочка на обуви, имеющая у народов Якутии высокий семиотический статус и функцию оберега. Впереди нет дороги — основной смысл произведения раскрыт многими средствами. В портрете пожилая женщина смотрит на зрителя пронзительно и цепко, а в триптихе печальный взгляд героини направлен в пустое пространство. Выразительно лицо, испещренное морщинами — благодаря художественному преувеличению оно больше напоминает древнюю маску, хранящую тысячелетнюю память.
Полотно «Добытчик» построено на сопоставлении огромного космического пространства и маленькой фигуры человека. Завораживает красота ночного пейзажа, почти неземного, кажется, что здесь «до звезд рукой подать». На фоне безжизненных молчаливых белых вершин изящные жерди юрт воспринимаются как уникальное изобретение северной цивилизации. Конический остов жилища повторяет форму гор, органично вписываясь в северный ландшафт.
Холодное безмолвие снежной пустыни правой части триптиха противопоставлено левой — землисто-серой по тону. Холст «Промывочный сезон» словно наполнен индустриальными звуками: шумят трубы, краны, гудят машины. Пейзаж абсолютно безлюден. Ничтожная по размерам техника на развороченной, перерытой земле представляет унылое зрелище. По словам художника, на полотне изображен прииск Ольчан Алданского района, недалеко от которого проживала семья оленеводов Шумиловых. Триптих «Золотые жилы Индигирки» — редкое по своей драматической силе произведение в творчестве якутского мастера, которому не свойственны трагические, пессимистические настроения. Как правило, его искусство пронизано ясным и добрым видением мира, любовью к человеку и его делам.