Шестидесятые годы ХХ века сыграли важную роль в развитии изобразительного искусства Якутии. Это время характеризуется интенсивными художественными и сюжетно-тематическими поисками. Так, композиция «У очага», написанная мастером живописной картины Афанасием Осиповым, была создана в 1961 году после поездки художника на Север родной республики. Афанасий Осипов — прославленный якутский живописец, Народный художник СССР и лауреат государственных премий.
На холсте, выдержанном в густом и плотном колорите, Осипов запечатлел северянку в уединении. Характерная поза, выразительные жесты руки и мимика лица подчеркивают вдумчивый, сдержанный её характер. Она одета в национальную одежду со сложными орнаментами, которые содержат зашифрованные смыслы. Верхнее пространство яранги изображено крупными слоями нейтральных землистых оттенков, что углубляет перспективу. Короткими быстрыми мазками Афанасию Осипову удается передать движение пламени.
Культ очага и огня широко распространен у северных народов. В полотне художника очаг имеет открытую форму, что подчеркивает кочевой характер жилища. Этим огнём освещали пространство, обогревали его, готовили на нем пищу и с его помощью защищались от диких зверей.
В центр картины автор помещает образ женщины — у северных народов она издавна считалась хранительницей очага, передающей знание обращения с огнем из поколения в поколение. В древних языческих культурах огненная стихия часто почитаема в качестве живого существа, которое имеет душу. Среди язычников распространено проведение обрядов с огнем: к нему обращаются с речью и кормят лучшей пищей.
На протяжении всего своего творческого пути Афанасий Осипов изучал духовную и материальную культуру малочисленных коренных народов Сибири и Дальнего Востока, показывал в своих работах поэзию повседневности сильных, волевых жителей земель вечной мерзлоты. Его работы хранятся не только в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), но и в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, частных собраниях в России и за рубежом.
На холсте, выдержанном в густом и плотном колорите, Осипов запечатлел северянку в уединении. Характерная поза, выразительные жесты руки и мимика лица подчеркивают вдумчивый, сдержанный её характер. Она одета в национальную одежду со сложными орнаментами, которые содержат зашифрованные смыслы. Верхнее пространство яранги изображено крупными слоями нейтральных землистых оттенков, что углубляет перспективу. Короткими быстрыми мазками Афанасию Осипову удается передать движение пламени.
Культ очага и огня широко распространен у северных народов. В полотне художника очаг имеет открытую форму, что подчеркивает кочевой характер жилища. Этим огнём освещали пространство, обогревали его, готовили на нем пищу и с его помощью защищались от диких зверей.
В центр картины автор помещает образ женщины — у северных народов она издавна считалась хранительницей очага, передающей знание обращения с огнем из поколения в поколение. В древних языческих культурах огненная стихия часто почитаема в качестве живого существа, которое имеет душу. Среди язычников распространено проведение обрядов с огнем: к нему обращаются с речью и кормят лучшей пищей.
На протяжении всего своего творческого пути Афанасий Осипов изучал духовную и материальную культуру малочисленных коренных народов Сибири и Дальнего Востока, показывал в своих работах поэзию повседневности сильных, волевых жителей земель вечной мерзлоты. Его работы хранятся не только в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), но и в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, частных собраниях в России и за рубежом.