Экспозиция «Художественный мир Афанасия Осипова» в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) знакомит посетителей с творчеством этого якутского живописца. Афанасий Осипов родился 28 февраля 1928 года в Горном улусе в Якутии. Окончив школу и техникум, он отправился в Москву. Там он обучался живописи в художественной школе, а затем в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова. Работы художника Афанасия Осипова хранятся не только в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), но и в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в частных собраниях России и зарубежья.
Творчество якутского живописца связано с культурными традициями в современном мире. Якутия, Монголия, Киргизия, Бурятия, Алтай, Гималаи предстают в полотнах художника как величавый и прекрасный мир степей и гор, хранящий тайны рождения и миграций древних народов Азии. На протяжении всего творческого пути Осипов создавал произведения, каждый раз используя новый метод. В некоторых работах прослеживается его способность передать горы или часть гор снизу, еще более увеличивая их мощь. Одной из таких картин является полотно «Древние хозяева вершин».
Хозяевами здесь предстают столетние деревья, которые расположились на горах у заснеженных вершин. Они похожи на якутское мифологическое священное дерево Аал-Луук Мас — Великое Гигантское Дерево. У якутов оно является символом триединства мира. Согласно религии якутов мир состоит из трёх частей: Подземного мира, где обитают злые духи, Срединного мира — мира людей, и Верхнего мира — обиталища верховных божеств. Крона Аал Луук Мас символизирует Верхний мир, ствол — Срединный мир, корни — Подземный мир.
Золотистый оттенок листвы этих «древних жителей» в сочетании с холодным лазурным цветом неба создают эффект прохлады и хрустально-чистого горного воздуха. Огненная осень, покрывающая алтайские леса, является неотъемлемой частью горных пейзажей Афанасия Осипова. Благодаря ракурсу «снизу вверх» неприметная чёрная гора выглядит далекой, высокой, недосягаемой и мощной.
Творчество якутского живописца связано с культурными традициями в современном мире. Якутия, Монголия, Киргизия, Бурятия, Алтай, Гималаи предстают в полотнах художника как величавый и прекрасный мир степей и гор, хранящий тайны рождения и миграций древних народов Азии. На протяжении всего творческого пути Осипов создавал произведения, каждый раз используя новый метод. В некоторых работах прослеживается его способность передать горы или часть гор снизу, еще более увеличивая их мощь. Одной из таких картин является полотно «Древние хозяева вершин».
Хозяевами здесь предстают столетние деревья, которые расположились на горах у заснеженных вершин. Они похожи на якутское мифологическое священное дерево Аал-Луук Мас — Великое Гигантское Дерево. У якутов оно является символом триединства мира. Согласно религии якутов мир состоит из трёх частей: Подземного мира, где обитают злые духи, Срединного мира — мира людей, и Верхнего мира — обиталища верховных божеств. Крона Аал Луук Мас символизирует Верхний мир, ствол — Срединный мир, корни — Подземный мир.
Золотистый оттенок листвы этих «древних жителей» в сочетании с холодным лазурным цветом неба создают эффект прохлады и хрустально-чистого горного воздуха. Огненная осень, покрывающая алтайские леса, является неотъемлемой частью горных пейзажей Афанасия Осипова. Благодаря ракурсу «снизу вверх» неприметная чёрная гора выглядит далекой, высокой, недосягаемой и мощной.