В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) представлены работы якутского живописца, Народного художника СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина Афанасия Осипова. Его картины хранят в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других крупных собраниях.
Живописная композиция «Кино в яранге» была написана в 1963 году, вскоре после окончания Московского государственного института имени В.И. Сурикова, когда художник, как и его молодые коллеги, отправился в путешествие по северным районам Якутии. Художники запечатлевали суровую природу бескрайней тундры, повседневные заботы эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей, их мечты и размышления о мире. В дальний путь Афанасий Осипов отправился с единственной целью — приблизиться к пониманию жизни оленеводов. Как вспоминает сам художник: «В Нижнеколымском районе я кочевал с оленеводами, после этого были написаны картины „Крик“, „Праздник оленеводов“, „Кино в яранге“, в которых я постарался передать внутренний мир, надежды и чаяния северян».
Картина показывает тесное переплетение традиционного уклада жизни с новыми технологиями. Распространение кинематографии, пришедшее на смену статичным фотографиям, позволило народам мира знакомиться с историей и культурой других людей. В северные поселения коробки с плёнкой привозили на вертолетах, и в одном из переносных жилищ демонстрировали для всех жителей поселения.
На многофигурном полотне запечатлен момент совместного просмотра киноленты: очарованные магией советского проектора, люди смотрят на проекцию на стенах яранги — традиционного чукотского жилища в виде большого шатра многоугольной формы. Цветовое звучание картины лирично и вторит тенистой атмосфере изображенного тихого уюта, свет передается автором в мягких полутонах. Несмотря на сплоченную сосредоточенность героев композиции, художник вдумчиво индивидуализирует их характеры: спокойствие молодой матери с дремлющим дитем, укутанным в теплые одежды, легкий дымок, исходящий от старца в раздумьях, отвлеченный взгляд ребенка, стремящегося постичь суть явлений.
Живописная композиция «Кино в яранге» была написана в 1963 году, вскоре после окончания Московского государственного института имени В.И. Сурикова, когда художник, как и его молодые коллеги, отправился в путешествие по северным районам Якутии. Художники запечатлевали суровую природу бескрайней тундры, повседневные заботы эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей, их мечты и размышления о мире. В дальний путь Афанасий Осипов отправился с единственной целью — приблизиться к пониманию жизни оленеводов. Как вспоминает сам художник: «В Нижнеколымском районе я кочевал с оленеводами, после этого были написаны картины „Крик“, „Праздник оленеводов“, „Кино в яранге“, в которых я постарался передать внутренний мир, надежды и чаяния северян».
Картина показывает тесное переплетение традиционного уклада жизни с новыми технологиями. Распространение кинематографии, пришедшее на смену статичным фотографиям, позволило народам мира знакомиться с историей и культурой других людей. В северные поселения коробки с плёнкой привозили на вертолетах, и в одном из переносных жилищ демонстрировали для всех жителей поселения.
На многофигурном полотне запечатлен момент совместного просмотра киноленты: очарованные магией советского проектора, люди смотрят на проекцию на стенах яранги — традиционного чукотского жилища в виде большого шатра многоугольной формы. Цветовое звучание картины лирично и вторит тенистой атмосфере изображенного тихого уюта, свет передается автором в мягких полутонах. Несмотря на сплоченную сосредоточенность героев композиции, художник вдумчиво индивидуализирует их характеры: спокойствие молодой матери с дремлющим дитем, укутанным в теплые одежды, легкий дымок, исходящий от старца в раздумьях, отвлеченный взгляд ребенка, стремящегося постичь суть явлений.