Афанасий Осипов — якутский живописец. Он родился 28 февраля 1928 года в Горном улусе, окончил в 1945 году Якутский кооперативный техникум, а после — уехал в Москву. Там он поступил в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, а после — и в сам институт. После окончания института Афанасий Осипов вернулся на родину и работал преподавателем Якутского художественного училища. В это же время он участвовал в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках, стал членом Союза художников России, а с 1956 года — членом Правления Союза художников Якутии. Организаторская и профессиональная деятельность Афанасия Николаевича помогла ему войти в круг ведущих советских художников. Насыщенную общественную жизнь живописец всегда умел сочетать с творчеством. В апреле 1958 года Афанасий Осипов вместе с якутским поэтом Семеном Даниловым поехали в далекий поселок Андрюшкино Нижнеколымского района, посетили стойбище оленеводов. Художник вспоминал, как они на самолете «Ил-14» летели над горами Усть-Неры, бескрайними просторами Якутии. Это была первая и поэтому незабываемая поездка в тундру. В то время художник создал циклы портретов оленеводов, северных пейзажей: «Оленевод», «Пастух чукча», «Старуха-эвенка», «Костя и Степа», «Андрюша» и другие работы.
На картине «В яранге» Осипов сосредотачивает внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка. Мать после трудного дня укладывает ребёнка спать.
Ярангой называют переносное жилище северных народов. Каркас яранги собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. В отличие от переносных яранг, у стационарных имеется центральный столб или тренога, поддерживающие коническое перекрытие. У некоторых яранг вершина несколько смещена к северу. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами, летом — брезентом. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Снаружи яранга обвязывается ремнями с привязанными к ним камнями.
Картина была создана с натуры и интересна раскованной, смелой и широкой манерой живописи, артистичным владением техникой. Произведение написано во время кочевки с оленеводами по Нижней Колыме в Олерской тундре, недалеко от поселка Андрюшкино.