В фондах Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) хранятся произведения художника Афанасия Осипова разных жанров. Осипов — живописец, академик Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ имени Ильи Репина. Он родился 28 февраля 1928 года в Горном улусе в Якутии. Окончив школу и техникум, Осипов уехал в Москву, где поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова, а позже — и в сам институт. Художник участвовал во многих всесоюзных и зарубежных выставках.
Современница художника, поэт Наталья Харлампьева, так отзывалась о нём: «Меня удивляло и восхищало не только это — в его восприятии мира всё было гармонично, всему было свое место. И добру, и злу, и зависти, и благодарности, умению быть первым или плестись в конце. Он философски воспринимал жизнь, никого не осуждая, никого не обижая. В долине его жизни цвели любовь, талант, кипела жизнь во всем своем великолепии, сверкали вершины гор, напоминая о чести и достоинстве».
В середине шестидесятых годов Афанасий Осипов обратился к новой тематике — спортивной. Появились полотна, на которых живописец изображал спортсменов, сцены из соревнований и тренировок. Монументальная торжественность композиций, четкий ритм, декоративность цвета определяют стиль живописных произведений Осипова, посвященных спорту. Одним их первых полотен этого периода стала картина «Якутские борцы». На ней живописец изобразил известных в то время якутских борцов — Василия Румянцева, Николая Неустроева, Петра Попова, Алкивиада Иванова, Алексея Ермолаева, Петра Алексеева. Цветовым акцентом картины является ковер с якутским орнаментом.
Современница художника, поэт Наталья Харлампьева, так отзывалась о нём: «Меня удивляло и восхищало не только это — в его восприятии мира всё было гармонично, всему было свое место. И добру, и злу, и зависти, и благодарности, умению быть первым или плестись в конце. Он философски воспринимал жизнь, никого не осуждая, никого не обижая. В долине его жизни цвели любовь, талант, кипела жизнь во всем своем великолепии, сверкали вершины гор, напоминая о чести и достоинстве».
В середине шестидесятых годов Афанасий Осипов обратился к новой тематике — спортивной. Появились полотна, на которых живописец изображал спортсменов, сцены из соревнований и тренировок. Монументальная торжественность композиций, четкий ритм, декоративность цвета определяют стиль живописных произведений Осипова, посвященных спорту. Одним их первых полотен этого периода стала картина «Якутские борцы». На ней живописец изобразил известных в то время якутских борцов — Василия Румянцева, Николая Неустроева, Петра Попова, Алкивиада Иванова, Алексея Ермолаева, Петра Алексеева. Цветовым акцентом картины является ковер с якутским орнаментом.
В 1968 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» в Москве. Якутские борцы прославились и в следующем десятилетии: в 1976 году на XXI Олимпийских играх в Монреале Павел Пинигин стал олимпийским чемпионом, а Роман Дмитриев и Александр Иванов — серебряными призерами.