Афанасий Осипов — якутский живописец, академик Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина. В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) представлены картины из северного цикла, на которых Осипов изображал жителей сурового климата и сдержанные северные пейзажи. В тундре художник изучал традиционный образ жизни северных народностей и запечатлевал увиденное в своих произведениях.
Впервые на Арктический Север Афанасий Осипов отправился в начале 1958 года. Тогда он вместе с Семеном Даниловым, посвятившим ему потом свою «северную» поэму «Счастье орла», побывал на берегу Ледовитого океана. Осипов совершил поездки в дальние поселки и стойбища оленеводов Нижнеколымского района, коренное население которых составляли чукчи и эвены. С тех пор тундра стала часто появляться на полотнах художника.
На Севере, увлеченный новыми впечатлениями, Осипов пишет с натуры портреты и пейзажи. Этюды того времени привлекают непосредственностью, непринужденностью письма. В образе героя на картине «Оленевод» сочетаются мягкость, доброта с крепкой, суровой силой, задумчивость с внешней простотой. Афанасий Осипов передал особую пластику человеческого тела, при этом ограничив колорит двумя-тремя исходными тонами. Гармония полотна воплощена в композиции, ритмической и цветовой структуре. Образ оленевода, созданный художником, отражает и дух северян, и специфические условия быта.
В среднем северные пастухи работают безвыездно в тундре от двух месяцев до полугода. Жизнь в традиционных условиях — это особая жизнь. В ней каждый занимает своё место, выполняет свои функции, соблюдает порядок. Один из исследователей пишет: «Быт оленевода состоит из непрестанной работы и редких праздников. На мужчинах лежала обязанность пасти оленя, добывать зверя и птицу, ловить рыбу, изготовлять оленеводческий инвентарь и упряжь, заготовлять дрова. Женщины готовили пищу, заготавливали и перерабатывали продукты, обрабатывали шкуры, шили одежду и покрытие для чума, часто помогали в „мужских“ делах. Дети тоже не оставались без дела. Девочки уже с 7-8 лет активно помогали матери в ее делах, некоторые в этом возрасте уже могли шить одежду. Мальчики в 7 лет могли запрягать оленей и управлять оленьей упряжкой, более старшие (10-12 лет) уже помогали пасти оленей и ходить на промысел».
Известно, что во время работы над этим портретом Афанасий Осипов жил в поселке Чернышевский, по созданным здесь этюдам впоследствии был создан триптих «В краю предков».
Впервые на Арктический Север Афанасий Осипов отправился в начале 1958 года. Тогда он вместе с Семеном Даниловым, посвятившим ему потом свою «северную» поэму «Счастье орла», побывал на берегу Ледовитого океана. Осипов совершил поездки в дальние поселки и стойбища оленеводов Нижнеколымского района, коренное население которых составляли чукчи и эвены. С тех пор тундра стала часто появляться на полотнах художника.
На Севере, увлеченный новыми впечатлениями, Осипов пишет с натуры портреты и пейзажи. Этюды того времени привлекают непосредственностью, непринужденностью письма. В образе героя на картине «Оленевод» сочетаются мягкость, доброта с крепкой, суровой силой, задумчивость с внешней простотой. Афанасий Осипов передал особую пластику человеческого тела, при этом ограничив колорит двумя-тремя исходными тонами. Гармония полотна воплощена в композиции, ритмической и цветовой структуре. Образ оленевода, созданный художником, отражает и дух северян, и специфические условия быта.
В среднем северные пастухи работают безвыездно в тундре от двух месяцев до полугода. Жизнь в традиционных условиях — это особая жизнь. В ней каждый занимает своё место, выполняет свои функции, соблюдает порядок. Один из исследователей пишет: «Быт оленевода состоит из непрестанной работы и редких праздников. На мужчинах лежала обязанность пасти оленя, добывать зверя и птицу, ловить рыбу, изготовлять оленеводческий инвентарь и упряжь, заготовлять дрова. Женщины готовили пищу, заготавливали и перерабатывали продукты, обрабатывали шкуры, шили одежду и покрытие для чума, часто помогали в „мужских“ делах. Дети тоже не оставались без дела. Девочки уже с 7-8 лет активно помогали матери в ее делах, некоторые в этом возрасте уже могли шить одежду. Мальчики в 7 лет могли запрягать оленей и управлять оленьей упряжкой, более старшие (10-12 лет) уже помогали пасти оленей и ходить на промысел».
Известно, что во время работы над этим портретом Афанасий Осипов жил в поселке Чернышевский, по созданным здесь этюдам впоследствии был создан триптих «В краю предков».