Афанасий Осипов — якутский живописец, академик Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ имени Ильи Репина. В экспозиции представлены картины из северного цикла, на которых Осипов изображал жителей сурового климата и сдержанные северные пейзажи. Подолгу бывая в тундре, художник изучал во многом еще традиционный образ жизни северных народностей, прикоснулся к их самобытным жизненным ценностям и запечатлел увиденное в своих произведениях.
Впервые на Арктический Север Осипов попал в начале 1958 года. Тогда он побывал на берегу Ледовитого океана. Он совершил вместе с Семеном Даниловым, посвятившим ему потом свою «северную» поэму «Счастье орла», поездки в дальние поселки и стойбища оленеводов Нижнеколымского района, коренное население которых составляют чукчи и эвены. С тех пор край тундры стал часто появляться на полотнах художника. В редкие годы он не находил случая, чтобы не побывать в каком-нибудь из его улусов. Иногда художник целыми неделями находился среди просторов тундры один и возвращался оттуда в Якутск с множеством этюдов, картин и идей.
Нижнеколымская тундра, долина Индигирки с высокими снежными горами, просторы Оймякона, Алазеи, Момы, Томпо, Верхоянья, Хараулахский хребет у самого Ледовитого океана — все это увидел и запечатлел художник. Природе тундры и её жителям он посвятил около 10 лет своей творческой жизни.
Афанасий Осипов запечатлевал и образы женщин и детей. Одним из ярких полотен в его цикле можно назвать этюд «Андрюша», который живописец создал в 1969 году. Герой полотна — маленький мальчик, сын оленеводов — изображён на традиционных санях — нартах. Он одет в национальную одежду северных народов, сшитую из оленьего меха и украшенную поясами с традиционной вышивкой. Трогательность и непосредственность образу придает тонко подмеченная художником детская пластика. Полотно написано в этюдной технике — крупными мазками, тонко выписано лишь лицо мальчика. В колористическом решении преобладают холодные оттенки — они передают сдержанность и суровость северной природы.
Впервые на Арктический Север Осипов попал в начале 1958 года. Тогда он побывал на берегу Ледовитого океана. Он совершил вместе с Семеном Даниловым, посвятившим ему потом свою «северную» поэму «Счастье орла», поездки в дальние поселки и стойбища оленеводов Нижнеколымского района, коренное население которых составляют чукчи и эвены. С тех пор край тундры стал часто появляться на полотнах художника. В редкие годы он не находил случая, чтобы не побывать в каком-нибудь из его улусов. Иногда художник целыми неделями находился среди просторов тундры один и возвращался оттуда в Якутск с множеством этюдов, картин и идей.
Нижнеколымская тундра, долина Индигирки с высокими снежными горами, просторы Оймякона, Алазеи, Момы, Томпо, Верхоянья, Хараулахский хребет у самого Ледовитого океана — все это увидел и запечатлел художник. Природе тундры и её жителям он посвятил около 10 лет своей творческой жизни.
Афанасий Осипов запечатлевал и образы женщин и детей. Одним из ярких полотен в его цикле можно назвать этюд «Андрюша», который живописец создал в 1969 году. Герой полотна — маленький мальчик, сын оленеводов — изображён на традиционных санях — нартах. Он одет в национальную одежду северных народов, сшитую из оленьего меха и украшенную поясами с традиционной вышивкой. Трогательность и непосредственность образу придает тонко подмеченная художником детская пластика. Полотно написано в этюдной технике — крупными мазками, тонко выписано лишь лицо мальчика. В колористическом решении преобладают холодные оттенки — они передают сдержанность и суровость северной природы.