Великая Отечественная война стала переломным моментом в творчестве Дейнеки. Этот период открыл в нём новые грани художественного высказывания. Военные события не только изменили тематику его полотен, но и заставили искать иные изобразительные средства. Произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, отличаются эпической масштабностью, трагизмом и динамикой.
Особое место в годы войны занял пейзаж, позволявший художникам выразить сильные, но спрятанные в глубинах души эмоциональные переживания. Поэтому такое сильное впечатление производит лаконичная, сдержанная, но живописно выразительная пейзажная работа Дейнеки — «Сгоревшая деревня».
В 1942 году Дейнека, совместно с художником Георгием Нисским, совершил поездку на фронт под город Юхнов, расположенный примерно в 200 км к юго-западу от Москвы. Оказавшись на месте недавних ожесточенных боев, он увидел разоренные фашистскими оккупантами земли. Именно эти натурные впечатления стали основой для создания трагического пейзажа.
Война оставляет за собой не только руины, но и тишину, в которой больше нет голосов людей, нет привычных звуков жизни. Но эта тишина соткана из стонов и страданий тех, кто сгорел в смертоносном огне и стал пеплом, накрывшим землю мертвенным саваном. Живых свидетелей трагедии нет — только покосившиеся избы с пробитыми крышами и чёрными провалами окон, да почерневшие стволы деревьев, напоминающие о тех, кто больше не вернётся в свой дом.
Эти обугленные остовы встают над выжженной землёй, как скорбные тени погибших. Их неподвижность делает пространство ещё более гнетущим, словно мир застыл в моменте утраты, где нет ни прошлого, ни будущего — только пустота и молчание.
Удивительно, что образ, созданный художником, словно эхом в том же 1942 году отозвался в строках «Февральского дневника», написанного в блокадном Ленинграде Ольгой Берггольц: