Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картины в деталях»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет Владимира Татлина

Время создания
1911
Размер
72x90 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Частная коллекция
9
Открыть в приложении
#1
Михаил Ларионов
Портрет Владимира Татлина
#2
Жанр портрета был очень популярен среди русских авангардистов. Зачастую лишенные рынка сбыта, адекватной критики и спонсорской поддержки, товарищи по творческому содружеству сами себе устраивали выставки, сами у себя покупали картины. Задира и провокатор Ларионов после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1910 году собрал вокруг себя талантливейших современников: поэтов и художников Алексея Кручёных, Илью Зданевича, Велимира Хлебникова, братьев Бурлюков; будущих реформаторов искусства Казимира Малевича и Владимира Татлина. Наталья Гончарова, с которой Ларионов познакомился в МУЖВиЗе (Московское училище живописи, ваяния и зодчества), стала женой и последовательницей художника.

В живописных работах молодые люди демонстрировали свое мнение друг о друге. Ларионов написал портрет Татлина в 1913 году после разрыва дружеских отношений, поэтому и цветовая гамма выбрана темная, давящая.
#3

Голова Татлина

#4
Голова написана жесткими широкими штрихами, она как будто вырезана из дерева, черты лица деформированы. Так Ларионов передает состояние депрессии, которое охватило Татлина после ссоры с ним.

Примитивная манера письма воспринята Ларионовым из народного искусства. Кружок Ларионова отвергал назидательность академизма, критический реализм передвижников, эстетизм мирискусников и символизм представителей объединения «Голубая роза». По примеру фовистов во Франции, в поисках новых форм художественной выразительности Ларионов первый в России обращается к изделиям народных промыслов, городской вывеске, лубку, иконописи и детским рисункам. Все эти объекты наряду с картинами художника становились частью выставок основанного им объединения «Ослиный хвост», которые проходили в 1912 и 1913 году.

Ларионов открывает России творчество наивных художников, самым известным из которых стал Нико Пиросманашвили (Пиросмани). С 1907 года Ларионов с любовью и юмором в примитивной лубочной манере пишет серию провинциальных «Парикмахерских», а после службы в армии в 1910 годах «солдатскую» серию.
#5
Парикмахер. 1907. Холст, масло. 77,5×59,5 см. Государственный Русский музей
Отдыхающий солдат. 1911. Холст, масло. 119×122 см. Государственная Третьяковская галерея
#6

Торс

#7
Живописные эксперименты привели Ларионова к созданию собственной художественной системы — «лучизму» (или «районизму», от французского rayon — «луч»). Именно в технике лучизма написан торс Татлина. Объем фигуры создан хаотично-пересекающимися разноцветными лучами треугольной формы. То ли это голый торс, то ли белая рубашка, то ли остов костей, а может всё вместе? Как гласит Манифест лучизма, провозглашенный на выставке Ларионова «Мишень» в 1913 году: «Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника». Одна из первых «лучистых» работ Ларионова — «Стекло» 1912 года.
#8
Петух и курица, 1912. Государственная Третьяковская галерея 
Стекло. 1912. Холст, масло. 104,1×97, 1 см. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, СШ
#9

Тень

#10
В 1983 году в Париже, в Национальном центре искусства и культуры Помпиду, где хранится картина, провели рентгеновское исследование полотна. В результате было установлено, что темный силуэт позади фигуры Татлина является первым наброском портрета. Татлин изображен в тяжелом пальто и плоской шляпе. Эскиз совпадает с силуэтом на портрете Татлина 1911–1913 годов кисти Натальи Гончаровой. До сих пор не установлено, какой из портретов был написан первым. На обоих полотнах Татлин предстает одинаково мрачным, а в исполнении лица использована похожая цветовая гамма — охристая с зелеными тенями.
#11
Наталья Гончарова. Портрет Владимира Татлина. 1911–1913. Центр Помпиду, Париж
#12

Надпись «БА ЛДА»

#13
Текст — один из главных инструментов авангардиста. И Ларионов, играя буквами, называет Татлина «балдой». Балда в простонародье это «дурак, болван», а еще — деревянная заготовка, полено. Возможно, в этой обидной надписи выразилось не столько отношение Ларионова к Татлину после размолвки, сколько отношение к художественному выбору Татлина. Покинув объединение Ларионова, он вернулся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и обратился к академичной манере письма.

Написание слова с разделением на слоги и помещение их в разные места пространства картины соответствует принципам «лучизма», подхваченным поэтом Ильей Зданевичем. Лучистым объявлялось «слово, разметанное своими буквами в разном направлении». Через черный цвет художник связывает слог «БА» на щеке Татлина с буквой «Л» слога «ЛДА», написанного отдельно на фоне. Причем выделенное охрой «ДА» перекликается с «Да-манифестом» Ильи Зданевича 1913 года. На каждый вопрос в манифесте следует ответ «да». Тем самым провозглашается принцип «всёчества», согласно которому искусство может быть любым, а произведения искусства могут создаваться из любых материалов. Именно это русское «да» заимствовали впоследствии дадаисты.
#14
Страница издания Ильязда (псевдоним Зданевича) «Ильязд. лидантЮ фАрам». Париж, 1923
#15

«G»

#16
Буква «Г», написанная латиницей, — еще один «лучистый» прием Ларионова и его последователей. Они смешивали русский и латинский алфавиты, чтобы стереть границы между Востоком и Западом. Буква «G» соотносится с цифрами «28». Возраст Татлина, 28 G, где G мера измерения «god», превратился в этикетку, ценник.
#17
#18

Крест

#19
Лицо Татлина с «БА» на одной щеке и крестообразными тенями на другой напоминает о первых перформансах Ларионова и его последователей в Москве в 1912–1913 годах.

В перформансе художник сам становится инструментом своего высказывания. Участники «футуристических прогулок» во главе с Ларионовым надевали необычные костюмы, раскрашивали лица и выходили в ночную Москву пугать прохожих. Эпатаж был средством расшевелить обывателей, пробудить в них тягу к новому. «Мы раскрашиваемся — ибо чистое лицо противно, ибо хотим глашатайствовать о неведомом, перестраиваем жизнь и несем на верховья бытия умноженную душу человека», — восклицали молодые футуристы в программном манифесте.
#20
Раскрашивающийся Михаил Ларионов. Фотография 1913 года
Наталья Гончарова 
читать дальшескрыть

Портрет Владимира Татлина

Время создания
1911
Размер
72x90 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Частная коллекция
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%