Три царевны подземного царства
Время создания
1879
Размер
165,2x152,7 см
Техника
холст, масло
Выставка
64
Открыть в приложении#1
Виктор Васнецов
Три царевны подземного царства
#4
#36
Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.
Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов.
Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов.
Там гостили и работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие художники.
#38
Савва Иванович Мамонтов (1841–1918)
В 1882 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова.
#2
Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края».
Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.
#6
Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1881. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
Виктор Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Виктор Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
#33
Сюжет
#9
Сюжет картины восходит к русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева. В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем.
По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой. Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.
#7
Фрагмент обложки книги «Русские народные сказки» Александра Афанасьева
#10
Автор
#12
Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова — с этого момента он часто обращается к сюжетам русских народных сказок и былин.
Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах.
Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах.
Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.
#13
Автопортрет. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). 1873. Государственная Третьяковская галерея
Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым. 1899–1901. Москва, Лаврушинский переулок
Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым. 1899–1901. Москва, Лаврушинский переулок
#14
Золотая царевна
#17
Согласно русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник, Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются.
Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна — головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.
#18
Северорусская (Новгородская, Архангельская губернии) коруна. XIX век. Собрание Натальи Шабельской
#15
Царевна Драгоценных камней
#19
Художник хотел воплотить в образах девушек богатства недр Донецкого края, поэтому он создает новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Как и Золотая царевна, девушка одета в ферязь, под которой — длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья — элемент русского национального костюма, а на голове — невысокий венец, который в средней полосе России называли «девичьей красой».
Вторая половина XIX века — это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.
#32
Утро стрелецкой казни. Фрагмент. Василий Суриков. 1881. Третьяковская галерея. Москва. Стрелецкая жена одета в традиционную для Руси ферязь, а солдаты Петра I — в европейские костюмы. Так Суриков противопоставляет уходящую в прошлое Древнюю Русь пришедшей ей на смену Петровской эпохе.
#16
Царевна Каменного угля
#20
Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов счел нужным изобразить царевну Каменного угля — «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов.
Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей — более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой).
Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей — более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой).
Противопоставляя одежды царевен, художник подчеркивает, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно, это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни — к прошлому.
#21
Вход в подземное царство
#22
Васнецов совмещает разные трактовки сказки, в одной из которых Иван встречает царевен в горах, а в другой — спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой изображен в правом нижнем углу картины. Братья Ивана ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобожденных пленниц.
В 1883–1884 годах по заказу землевладельца и мецената из Киева Ивана Терещенко была написана еще одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, пораженных красотой царевен
#23
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1883–1884. Киевский национальный музей русского искусства
#24
Колорит
#25
Колорит картины необычен: черные скалы резко контрастируют с оранжевым закатным небом. Царевну Каменного угля художник выделяет колористически и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы, которая находится позади нее.
Эти художественные приемы, наряду с различиями нарядов, подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам.
#26
Три царевны подземного царства. Фрагмент
#27
Отзывы современников
#30
Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:
#31
»…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…»
Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»
читать дальшескрыть
Три царевны подземного царства
Время создания
1879
Размер
165,2x152,7 см
Техника
холст, масло
Выставка
64
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться