Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Московский дом Шаляпина»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Рассуждение о рыбе и прочем

Время создания
1907 год
Место создания
Российская империя, Владимирская губерния, деревня Ратухино
Размер
51,4x61,6 см
Техника
масло, холст
0
Открыть в приложении
#2
Одна из многочисленных картин, принадлежавших Фёдору Ивановичу Шаляпину, носит необычное название «Рассуждение о рыбе и прочем». Автор этой сравнительно небольшой картины маслом, художник Валентин Александрович Серов, написал вверху на полотне ее название и посвящение своему другу — Фёдору Шаляпину.

Картина датирована 1907 годом. Это жанровая сценка в деревенском бревенчатом доме. Изображены двое — лежащий на кровати, укрытый меховым полушубком человек с густой черной бородой и его собеседник, стоящий в изножье кровати. В первом легко узнать художника Константина Коровина, также близкого приятеля Шаляпина. Но кто этот второй и о чем идет их беседа? Наконец, почему картина посвящена Шаляпину?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно открыть маленькую книжечку Константина Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», предисловие к которой написал сам Шаляпин. Это его воспоминания о художнике с яркой внешностью, выразительными острыми глазами и эффектной черной волнистой бородой в стиле Генриха IV. Таким Шаляпин увидел Коровина при первой встрече еще в конце XIX века. В молодости они двое, как и Валентин Серов, страстно увлекались охотой и весело проводили время в рыболовных «экспедициях».

Вот что пишет Шаляпин:
#4
Соберемся, бывало, с Серовым и Коровиным на рыбную ловлю. Целый день блаженствуем на реке. Устанем до сладостного изнеможения. Возвращаемся домой, в какую-нибудь крестьянскую избу. Принесли рыбу, и после лучения ее [тут Шаляпин, видно, подзабыл, что лучение — способ ночной, а не дневной рыбной ловли, с факелом] ночью располагаемся на отдых. Серов поставил холст и весело, темпераментно, с забавной улыбкой на губах быстро заносит на полотно сценку, полную юмора и правды. Коровин лежит на нелепой кровати, устроенной так, что ее ребра обязательно должны вонзаться в позвоночник спящего на ней великомученика, у кровати — огарок свечи, воткнутой в бутылку, в ногах Коровина, прислонившись к стене, в великолепнейшем декольте при портках — бродяга в лучшем смысле этого слова, Василий Князев. Он слушает, иногда возражая. Это Коровин рассуждает о том, какая рыба хитрее и какая дурачливее… Серов слушает, посмеивается и эту рыбную диссертацию увековечивает…
#6
Тот самый второй герой картины — Василий Князев — был помощником и приятелем Шаляпина. Замечательная картина Валентина Серова «Рассуждение о рыбе и прочем», как и прежде, украшает гостиную в Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре в Москве.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Рассуждение о рыбе и прочем

Время создания
1907 год
Место создания
Российская империя, Владимирская губерния, деревня Ратухино
Размер
51,4x61,6 см
Техника
масло, холст
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Серов В.А. Коллекция работ

Портрет М.Я. Ван-Зандт
Портрет М.Я. Ван-Зандт
Самарский областной художественный музей
Портрет В.В. Матэ
Портрет В.В. Матэ
Калужский музей изобразительных искусств
Портрет Шаляпина
Портрет Шаляпина
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Портрет А.С. Пушкина
Портрет А.С. Пушкина
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Лев и волк
Лев и волк
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Портрет Ивана Егоровича Забелина
Портрет Ивана Егоровича Забелина
Государственный исторический музей
Пастушок
Пастушок
Еврейский музей и Центр толерантности
Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье
Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье
Еврейский музей и Центр толерантности
Милуша Мамонтова
Милуша Мамонтова
Российская государственная библиотека
Лев. Из серии «Басни Крылова»
Лев. Из серии «Басни Крылова»
Еврейский музей и Центр толерантности
Портрет Петра Кончаловского
Портрет Петра Кончаловского
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Плакат к первым гастролям Антрепризы Дягилева
Плакат к первым гастролям Антрепризы Дягилева
Музей театрального и музыкального искусства
Портрет княгини С.Ф. Касаткиной-Ростовской
Портрет княгини С.Ф. Касаткиной-Ростовской
Севастопольский художественный музей
Портрет княгини О. К. Орловой
Портрет княгини О. К. Орловой
Государственный Русский музей
Ифигения в Тавриде
Ифигения в Тавриде
Музей изобразительных искусств Татарстана
Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте
Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте
Государственный Русский музей
Портрет императора Александра III
Портрет императора Александра III
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Портрет княгини А.П. Ливен
Портрет княгини А.П. Ливен
Приморская картинная галерея
Портрет С.М. Драгомировой
Портрет С.М. Драгомировой
Музей изобразительных искусств Татарстана
Портрет балерины Е.С. Карзинкиной
Портрет балерины Е.С. Карзинкиной
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%