В 1860 году в Петербурге состоялась первая персональная выставка художника Главного морского штаба Алексея Боголюбова. «Вообразите, таков молодец Боголюбов. Успех сделан необыкновенный. Громко все кричат, что превзошел Айвазовского…» — писал один из современников автора. В числе выставленных работ была картина «Бой корабля Флора».
Алексей Боголюбов родился в Новгородской губернии в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года. Его дед — писатель Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Боголюбов неслучайно избрал марину — морской пейзаж — своим основным жанром. Еще мальчиком его отдали в Александровский малолетний кадетский корпус. Затем будущий маринист перешел в Морской кадетский корпус, потом поступил на службу в Балтийский флот, а в 1841 году получил звание мичмана.
Еще в кадетские годы Боголюбов показывал значительные успехи в живописи. В 1849 году, во время похода на корабле «Камчатка», с рисунками офицера познакомился герцог Максимилиан Лейхтенбергский и посоветовал молодому человеку посвятить себя искусству. В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств с разрешения самого императора Николая I, который принял горячее участие в его судьбе.
В связи с успешным началом Крымской войны с турками в 1853 году император поручил своему любимцу написать семь картин, отражающих победы русского флота. Среди них — работа из коллекции музея. Она изображает легендарный бой, который состоялся в 1853 году у мыса Пицунда. Фрегат «Флора», шедший под командованием молодого капитан-лейтенанта Антона Скоробогатова, подвергся нападению трех пароходофрегатов адмирала Мустафы-паши. Бой продолжался всю ночь. Казалось, что у российского судна нет никаких шансов: выстоять в штиль против трех прекрасно оснащенных боевыми орудиями пароходов капитану, не имевшему боевого опыта, было невозможно. Но удача была на стороне Российской империи.
«Бой корабля Флора» — это романтический пейзаж-баталия. Современники отнесли картину к числу лучших отечественных полотен за сто лет. До сих пор остается загадкой, где и когда приобрел ее для своей коллекции основатель Иркутского художественного музея Владимир Сукачев.
Алексей Боголюбов родился в Новгородской губернии в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года. Его дед — писатель Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Боголюбов неслучайно избрал марину — морской пейзаж — своим основным жанром. Еще мальчиком его отдали в Александровский малолетний кадетский корпус. Затем будущий маринист перешел в Морской кадетский корпус, потом поступил на службу в Балтийский флот, а в 1841 году получил звание мичмана.
Еще в кадетские годы Боголюбов показывал значительные успехи в живописи. В 1849 году, во время похода на корабле «Камчатка», с рисунками офицера познакомился герцог Максимилиан Лейхтенбергский и посоветовал молодому человеку посвятить себя искусству. В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств с разрешения самого императора Николая I, который принял горячее участие в его судьбе.
В связи с успешным началом Крымской войны с турками в 1853 году император поручил своему любимцу написать семь картин, отражающих победы русского флота. Среди них — работа из коллекции музея. Она изображает легендарный бой, который состоялся в 1853 году у мыса Пицунда. Фрегат «Флора», шедший под командованием молодого капитан-лейтенанта Антона Скоробогатова, подвергся нападению трех пароходофрегатов адмирала Мустафы-паши. Бой продолжался всю ночь. Казалось, что у российского судна нет никаких шансов: выстоять в штиль против трех прекрасно оснащенных боевыми орудиями пароходов капитану, не имевшему боевого опыта, было невозможно. Но удача была на стороне Российской империи.
Благодаря мужеству и хладнокровию Скоробогатова, а также несогласованности действий противника «Флора» получила всего две пробоины и полностью сохранила экипаж, а турецкий флагманский корабль увели на буксире. Блестящая победа Скоробогатова и его экипажа осталась в героической истории русского флота.
«Бой корабля Флора» — это романтический пейзаж-баталия. Современники отнесли картину к числу лучших отечественных полотен за сто лет. До сих пор остается загадкой, где и когда приобрел ее для своей коллекции основатель Иркутского художественного музея Владимир Сукачев.