Шрифт
Цвет
Графика
Боголюбов А.П.
Персона

Боголюбов Алексей Петрович

Годы жизни: 1824—1896
#4
Мастер морских пейзажей и батальной живописи Алексей Боголюбов был сыном отставного военного и сам служил на флоте. Он развивал реалистическое направление в пейзажной живописи, писал полотна по императорским заказам, общался с передвижниками и вдохновлялся работами Ивана Айвазовского. Кроме того, Боголюбов основал первый в России нестоличный публичный музей в Саратове и дал ему имя своего деда — писателя Александра Радищева.
#5

Из моряков в живописцы

#6
Алексей Боголюбов родился 28 марта 1824 года в деревне Померанье под Великим Новгородом. Его отец Петр Боголюбов был помещиком и отставным полковником, а мать Фекла Боголюбова — дочерью писателя Александра Радищева. В возрасте шести лет будущий художник лишился отца. Как сын военного он имел право на особые условия учебы. Боголюбова отдали сначала в петербургский Александровский кадетский корпус для малолетних сирот, а позже — в Морской кадетский корпус. Однако уроки давались ему плохо. Будущий художник часто озорничал на занятиях и получал «ноль с минусом» за поведение. Мешало ему учиться и увлечение рисованием, особенно привычка создавать карикатуры, в том числе на начальников корпуса. Однако за шалости Боголюбова не отчислили, и в 1841 году он выпустился в звании мичмана.
 
После учебы Алексей Боголюбов служил на флоте в Кронштадте. Его часто отправляли в зарубежные плавания. Это помогло расширить кругозор: художник познакомился с классической живописью и современными ему мастерами. Свои впечатления от путешествий он переносил на холст. Сохранилось несколько картин, которые Боголюбов написал во время поездок, например «Фрегат «Усердный». Рисовал он и пароход «Камчатка», на котором в 1849 году плавал на Мадейру. На корабле тогда находился герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Он посоветовал способному моряку заняться живописью. Но Боголюбов в то время не имел заработка, кроме военного дела, и не мог сам уйти в отставку. Поэтому герцог лично попросил Николая I освободить живописца от службы и зачислить в Академию художеств.
#7

Путешествия за своим методом

#8
В 1850 году Боголюбов начал учиться в Академии. Ему преподавали педагог пейзажного класса Максим Воробьев и профессор батальной живописи Богдан Виллевальде. Кроме того, на молодого художника заметно повлиял Иван Айвазовский — самый известный российский маринист первой половины XIX века. В ранних работах Боголюбов часто подражал ему.

В 1852 году руководство Академии отметило Малой золотой медалью три полотна Боголюбова — «Бой брига „Меркурий“ с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» и «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». А в 1853 году за «Вид Санкт-Петербурга от взморья» и три вида города Ревеля художник получил высшую награду — Большую золотую медаль. Тогда же он окончил Академию и поступил на место художника в Главный морской штаб.
 
Морские пейзажи и картины на военную, особенно флотскую тематику стали излюбленной темой живописца еще во время учебы. Впоследствии он продолжил работать в том же жанре. Во время Крымской войны он создал «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 году». Тогда же император Николай I заказал Боголюбову семь масштабных полотен на тему Крымской войны и ее главных сражений.

В 1854 году Алексей Боголюбов отправился в Европу: Большая золотая медаль Академии художеств давала ему право на пенсионерскую поездку. Художник выбрал Германию, потому что хотел попасть в мастерскую пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но оказалось, что тот уехал в Италию. Тогда Боголюбов отправился в Бельгию, увидел там творчество Ван Дейка и Рубенса. Следующим пунктом в его путешествии стала Швейцария, где Боголюбов познакомился с Александром Каламом — мастером альпийских пейзажей, чьи работы были популярны в то время. Затем Боголюбов перебрался в Италию, посетил Неаполь, Палермо, Соррентино и Рим, где писал этюды с друзьями по Академии художеств. В Риме Алексей Боголюбов узнал об академии искусств «Вилла Медичи». Его поразил непривычный взгляд реалистов на пейзаж. Художник начал больше писать карандашом и тушью, тщательно прорисовывал мелкие детали.
 
В 1856 году Боголюбов побывал на побережье Дуная и в турецком городе Синоп. Там он работал над императорским заказом — серией полотен о Крымской войне. После этого художник снова отправился во Францию. А в 1859 году Боголюбов наконец познакомился с пейзажистом Андреем Ахенбахом, встречи с которым искал несколькими годами ранее. Он остался в мастерской Ахенбаха и учился тонкостям реалистической передачи деталей в пейзаже.
#9

Основатель публичного музея

#10
В 1860 году Алексей Боголюбов вернулся в Россию со множеством набросков и готовых работ. Из них художник устроил выставку, которая изменила мнение коллег о нем и прославила среди публики. До этого Боголюбова считали подражателем Айвазовского, но после выставки, по словам Ивана Крамского, он «сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем». Полотна о Крымской войне и картину «Ярмарка в Амстердаме» выкупил Александр II. Он же поручил живописцу создать цикл о морских сражениях Петра I.
 
В России Алексей Боголюбов занялся картографией: иллюстрировал атласы Каспийского моря и Финского залива, параллельно путешествовал, побывал в Крыму, на Волге и Дону.
 
Над серией о флоте Петра Великого Боголюбов работал с 1865 по 1876 год. Полотна отличались высокой точностью: как моряк, Боголюбов очень достоверно передавал конструкцию судов.
В 1870-е годы живописец сблизился с передвижниками. Ему импонировала мысль о доступном искусстве. В 1885 году художник открыл в Саратове первый в стране нестоличный публичный музей и дал ему имя своего деда, Александра Радищева.
 
В последние годы жизни Боголюбов все больше времени проводил во Франции. 7 ноября 1896 года он скончался в Париже. Тело живописца перевезли в Петербург и погребли на Малоохтинском кладбище. В 1941 году Боголюбова перезахоронили в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре, но во время войны могила была утрачена. Сейчас на территории кладбища можно увидеть памятную доску в честь художника.



читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%