Мастер морских пейзажей и батальной живописи Алексей Боголюбов был сыном отставного военного и сам служил на флоте. Он развивал реалистическое направление в пейзажной живописи, писал полотна по императорским заказам, общался с передвижниками и вдохновлялся работами Ивана Айвазовского. Кроме того, Боголюбов основал первый в России нестоличный публичный музей в Саратове и дал ему имя своего деда — писателя Александра Радищева.
Персона
Боголюбов Алексей Петрович
Годы жизни: 1824—1896
#4
#5
Из моряков в живописцы
#6
Алексей Боголюбов родился 28 марта 1824 года в деревне Померанье под Великим Новгородом. Его отец Петр Боголюбов был помещиком и отставным полковником, а мать Фекла Боголюбова — дочерью писателя Александра Радищева. В возрасте шести лет будущий художник лишился отца. Как сын военного он имел право на особые условия учебы. Боголюбова отдали сначала в петербургский Александровский кадетский корпус для малолетних сирот, а позже — в Морской кадетский корпус. Однако уроки давались ему плохо. Будущий художник часто озорничал на занятиях и получал «ноль с минусом» за поведение. Мешало ему учиться и увлечение рисованием, особенно привычка создавать карикатуры, в том числе на начальников корпуса. Однако за шалости Боголюбова не отчислили, и в 1841 году он выпустился в звании мичмана.
После учебы Алексей Боголюбов служил на флоте в Кронштадте. Его часто отправляли в зарубежные плавания. Это помогло расширить кругозор: художник познакомился с классической живописью и современными ему мастерами. Свои впечатления от путешествий он переносил на холст. Сохранилось несколько картин, которые Боголюбов написал во время поездок, например «Фрегат «Усердный». Рисовал он и пароход «Камчатка», на котором в 1849 году плавал на Мадейру. На корабле тогда находился герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Он посоветовал способному моряку заняться живописью. Но Боголюбов в то время не имел заработка, кроме военного дела, и не мог сам уйти в отставку. Поэтому герцог лично попросил Николая I освободить живописца от службы и зачислить в Академию художеств.
После учебы Алексей Боголюбов служил на флоте в Кронштадте. Его часто отправляли в зарубежные плавания. Это помогло расширить кругозор: художник познакомился с классической живописью и современными ему мастерами. Свои впечатления от путешествий он переносил на холст. Сохранилось несколько картин, которые Боголюбов написал во время поездок, например «Фрегат «Усердный». Рисовал он и пароход «Камчатка», на котором в 1849 году плавал на Мадейру. На корабле тогда находился герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Он посоветовал способному моряку заняться живописью. Но Боголюбов в то время не имел заработка, кроме военного дела, и не мог сам уйти в отставку. Поэтому герцог лично попросил Николая I освободить живописца от службы и зачислить в Академию художеств.
#7
Путешествия за своим методом
#8
В 1850 году Боголюбов начал учиться в Академии. Ему преподавали педагог пейзажного класса Максим Воробьев и профессор батальной живописи Богдан Виллевальде. Кроме того, на молодого художника заметно повлиял Иван Айвазовский — самый известный российский маринист первой половины XIX века. В ранних работах Боголюбов часто подражал ему.
В 1852 году руководство Академии отметило Малой золотой медалью три полотна Боголюбова — «Бой брига „Меркурий“ с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» и «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». А в 1853 году за «Вид Санкт-Петербурга от взморья» и три вида города Ревеля художник получил высшую награду — Большую золотую медаль. Тогда же он окончил Академию и поступил на место художника в Главный морской штаб.
Морские пейзажи и картины на военную, особенно флотскую тематику стали излюбленной темой живописца еще во время учебы. Впоследствии он продолжил работать в том же жанре. Во время Крымской войны он создал «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 году». Тогда же император Николай I заказал Боголюбову семь масштабных полотен на тему Крымской войны и ее главных сражений.
В 1854 году Алексей Боголюбов отправился в Европу: Большая золотая медаль Академии художеств давала ему право на пенсионерскую поездку. Художник выбрал Германию, потому что хотел попасть в мастерскую пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но оказалось, что тот уехал в Италию. Тогда Боголюбов отправился в Бельгию, увидел там творчество Ван Дейка и Рубенса. Следующим пунктом в его путешествии стала Швейцария, где Боголюбов познакомился с Александром Каламом — мастером альпийских пейзажей, чьи работы были популярны в то время. Затем Боголюбов перебрался в Италию, посетил Неаполь, Палермо, Соррентино и Рим, где писал этюды с друзьями по Академии художеств. В Риме Алексей Боголюбов узнал об академии искусств «Вилла Медичи». Его поразил непривычный взгляд реалистов на пейзаж. Художник начал больше писать карандашом и тушью, тщательно прорисовывал мелкие детали.
В 1856 году Боголюбов побывал на побережье Дуная и в турецком городе Синоп. Там он работал над императорским заказом — серией полотен о Крымской войне. После этого художник снова отправился во Францию. А в 1859 году Боголюбов наконец познакомился с пейзажистом Андреем Ахенбахом, встречи с которым искал несколькими годами ранее. Он остался в мастерской Ахенбаха и учился тонкостям реалистической передачи деталей в пейзаже.
В 1852 году руководство Академии отметило Малой золотой медалью три полотна Боголюбова — «Бой брига „Меркурий“ с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» и «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». А в 1853 году за «Вид Санкт-Петербурга от взморья» и три вида города Ревеля художник получил высшую награду — Большую золотую медаль. Тогда же он окончил Академию и поступил на место художника в Главный морской штаб.
Морские пейзажи и картины на военную, особенно флотскую тематику стали излюбленной темой живописца еще во время учебы. Впоследствии он продолжил работать в том же жанре. Во время Крымской войны он создал «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 году». Тогда же император Николай I заказал Боголюбову семь масштабных полотен на тему Крымской войны и ее главных сражений.
В 1854 году Алексей Боголюбов отправился в Европу: Большая золотая медаль Академии художеств давала ему право на пенсионерскую поездку. Художник выбрал Германию, потому что хотел попасть в мастерскую пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но оказалось, что тот уехал в Италию. Тогда Боголюбов отправился в Бельгию, увидел там творчество Ван Дейка и Рубенса. Следующим пунктом в его путешествии стала Швейцария, где Боголюбов познакомился с Александром Каламом — мастером альпийских пейзажей, чьи работы были популярны в то время. Затем Боголюбов перебрался в Италию, посетил Неаполь, Палермо, Соррентино и Рим, где писал этюды с друзьями по Академии художеств. В Риме Алексей Боголюбов узнал об академии искусств «Вилла Медичи». Его поразил непривычный взгляд реалистов на пейзаж. Художник начал больше писать карандашом и тушью, тщательно прорисовывал мелкие детали.
В 1856 году Боголюбов побывал на побережье Дуная и в турецком городе Синоп. Там он работал над императорским заказом — серией полотен о Крымской войне. После этого художник снова отправился во Францию. А в 1859 году Боголюбов наконец познакомился с пейзажистом Андреем Ахенбахом, встречи с которым искал несколькими годами ранее. Он остался в мастерской Ахенбаха и учился тонкостям реалистической передачи деталей в пейзаже.
#9
Основатель публичного музея
#10
В 1860 году Алексей Боголюбов вернулся в Россию со множеством набросков и готовых работ. Из них художник устроил выставку, которая изменила мнение коллег о нем и прославила среди публики. До этого Боголюбова считали подражателем Айвазовского, но после выставки, по словам Ивана Крамского, он «сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем». Полотна о Крымской войне и картину «Ярмарка в Амстердаме» выкупил Александр II. Он же поручил живописцу создать цикл о морских сражениях Петра I.
В России Алексей Боголюбов занялся картографией: иллюстрировал атласы Каспийского моря и Финского залива, параллельно путешествовал, побывал в Крыму, на Волге и Дону.
Над серией о флоте Петра Великого Боголюбов работал с 1865 по 1876 год. Полотна отличались высокой точностью: как моряк, Боголюбов очень достоверно передавал конструкцию судов.
В 1870-е годы живописец сблизился с передвижниками. Ему импонировала мысль о доступном искусстве. В 1885 году художник открыл в Саратове первый в стране нестоличный публичный музей и дал ему имя своего деда, Александра Радищева.
В последние годы жизни Боголюбов все больше времени проводил во Франции. 7 ноября 1896 года он скончался в Париже. Тело живописца перевезли в Петербург и погребли на Малоохтинском кладбище. В 1941 году Боголюбова перезахоронили в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре, но во время войны могила была утрачена. Сейчас на территории кладбища можно увидеть памятную доску в честь художника.
В России Алексей Боголюбов занялся картографией: иллюстрировал атласы Каспийского моря и Финского залива, параллельно путешествовал, побывал в Крыму, на Волге и Дону.
Над серией о флоте Петра Великого Боголюбов работал с 1865 по 1876 год. Полотна отличались высокой точностью: как моряк, Боголюбов очень достоверно передавал конструкцию судов.
В 1870-е годы живописец сблизился с передвижниками. Ему импонировала мысль о доступном искусстве. В 1885 году художник открыл в Саратове первый в стране нестоличный публичный музей и дал ему имя своего деда, Александра Радищева.
В последние годы жизни Боголюбов все больше времени проводил во Франции. 7 ноября 1896 года он скончался в Париже. Тело живописца перевезли в Петербург и погребли на Малоохтинском кладбище. В 1941 году Боголюбова перезахоронили в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре, но во время войны могила была утрачена. Сейчас на территории кладбища можно увидеть памятную доску в честь художника.
#2
8156_mainfoto_02.jpg
Репин И.Е.
Портрет художника А.П.Боголюбова. 1888.
#1
читать дальшескрыть