1 / 3
#21
#22
стилистическое, технологическое (микроскоп, УФЛ, ИКЛ, анализ фактуры красочного слоя), рентгенографическое, сравнение с эталонами, фото (общий вид, фрагменты, в ИК и УФ-диапазоне излучения), работа со специальной литературой.
#3
«Прачки на берегу моря»
#8
На картине имеются две подписи. Слева внизу черной краской: «A. Bogoluboff». С помощью микроскопа установлено, что она нанесена по просохшему слою живописи и имеет общие с ней признаки старения. Справа внизу вторая подпись: «А. Боголюбовъ». Изначально она тоже была нанесена черной краской, со временем почти утратилась. Рядом с ней серой краской нанесена неразборчивая надпись серой краской: «So…vil…» (?), вероятнее всего, название изображенной местности. И надпись, и вторая подпись также имеют общие с красочным слоем признаки старения.
#9
Фрагмент картины
#10
Сравнение результатов исследований картины «Прачки на берегу моря» с эталонами обнаружило сходство всех основных признаков подлинных работ художника А. П. Боголюбова. Построение красочного слоя идет по академической системе: от подмалевка к повторным прописям. Можно отметить виртуозное изображение облачного неба, набегающих волн, обобщенное и то же время точное изображение фигур, сложное колористическое решение в серо-голубых и коричневых тонах с акцентами белого.
#11
Фрагмент картины
#12
На фотографиях зафиксированы характерные приемы работы художника. Небо написано сложно, в основном жесткой кистью средних размеров. Прослеживаются торцевые удары кисти. При изображении земли отдельные «растертые» пятна краски передают неровности поверхности берега.
#14
Известно, что в 1876–1877 гг. на пятой выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) экспонировалась картина А. П. Боголюбова «Прачки на берегу». В газете «Голос» от 26 апреля 1876 г. писали: «…Лучшая из картин г. Боголюбова, по нашему мнению, та, что изображает „Прачек на морском берегу в Нормандии“. Такой, вероятно, считал ее и сам художник, подписавший под нею имя на двух языках: по-русски и по-французски… эта картина, несмотря на несколько белесоватый тон, очень верно передает общий характер местности». Исходя из публикации, можно предположить, что экспертируемая картина экспонировалась на пятой выставке ТПХВ.
#20
Фрагмент картины
#16
В 1870-е гг. тема прачек на берегу моря не раз возникает в творчестве художника. Известны произведения в собрании Саратовского художественного музея: «Прачки в Этрета», «Прачки в Францесбаде». Жанровый мотив в этих картинах не является основной целью художника — его больше интересуют колористические задачи. Во всех перечисленных работах группа прачек в разноцветных одеждах образует колористический акцент.
#18
В результате экспертизы:
#19
— подтверждено авторство Алексея Петровича Боголюбова.
#23
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
читать дальшескрыть
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться