Эта икона — один из многочисленных списков прославленного чудотворного образа Богоматери Владимирской. Списком называют икону, которая воспроизводит прототип — почитаемый образ, но при этом в точности не передает оригинал.
Образ Богоматери Владимирской попал на Русь из Византии в начале XII века. В 1155 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский перенес его из Киева во Владимир и поместил в Успенском соборе — главном храме Владимиро-Суздальского княжества. С XV века древняя чудотворная икона находилась в московском Успенском соборе, став главной святыней Русского государства. Сейчас образ хранится в Третьяковской галерее.
Икона из коллекции музея относится к типу «Богоматерь Ласкающая», который в русской традиции получил название «Богоматерь Умиление». Младенец восседает на правой руке Богоматери и нежно прижимается к ее щеке. Его левая ножка обращена пятой к молящимся. Одеяние Христа сплошь покрыто ассистом — тонкими штрихами из сусального золота. Левая рука Богоматери обращена к Младенцу в молитвенном жесте.
Фигура Богоматери плотно вписана в средник — центральную часть, нимб выходит на поля. На полях иконы в полный рост изображены московские митрополиты Петр, Иона, Алексий и Филипп, а также Святой Соломоний и евангелист Матфей, который, вероятно, был святым покровителем Матфея Лылова. Сохранились фрагменты надписи, по которым можно предположить, что икона была написана по заказу «крестьянина Матфея». В 1686 году на реке Урик в окрестностях Иркутска Матфей Лылов основал Лыловское селение и построил там на свои средства часовню. Согласно народному преданию, иркутский протодьякон Иоанн Федоров Сухих, искусный живописец, написал для этой часовни две большие иконы, в том числе и «Богоматерь Владимирскую».
Известно, что первые иконописцы в Сибири были выходцами из северных земель: Новгорода, Сольвычегодска, Усолья, Великого Устюга. Из икон, созданных в Иркутске в первые десятилетия существования города, до нашего времени дошло всего несколько десятков. Часть из них находится в собрании Иркутского областного художественного музея. Эти памятники — свидетельство того, что мастера Русского Севера самобытно осмыслили и переработали наследие крупнейших иконописных центров древней Руси.
Образ Богоматери Владимирской попал на Русь из Византии в начале XII века. В 1155 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский перенес его из Киева во Владимир и поместил в Успенском соборе — главном храме Владимиро-Суздальского княжества. С XV века древняя чудотворная икона находилась в московском Успенском соборе, став главной святыней Русского государства. Сейчас образ хранится в Третьяковской галерее.
Икона из коллекции музея относится к типу «Богоматерь Ласкающая», который в русской традиции получил название «Богоматерь Умиление». Младенец восседает на правой руке Богоматери и нежно прижимается к ее щеке. Его левая ножка обращена пятой к молящимся. Одеяние Христа сплошь покрыто ассистом — тонкими штрихами из сусального золота. Левая рука Богоматери обращена к Младенцу в молитвенном жесте.
Фигура Богоматери плотно вписана в средник — центральную часть, нимб выходит на поля. На полях иконы в полный рост изображены московские митрополиты Петр, Иона, Алексий и Филипп, а также Святой Соломоний и евангелист Матфей, который, вероятно, был святым покровителем Матфея Лылова. Сохранились фрагменты надписи, по которым можно предположить, что икона была написана по заказу «крестьянина Матфея». В 1686 году на реке Урик в окрестностях Иркутска Матфей Лылов основал Лыловское селение и построил там на свои средства часовню. Согласно народному преданию, иркутский протодьякон Иоанн Федоров Сухих, искусный живописец, написал для этой часовни две большие иконы, в том числе и «Богоматерь Владимирскую».
Известно, что первые иконописцы в Сибири были выходцами из северных земель: Новгорода, Сольвычегодска, Усолья, Великого Устюга. Из икон, созданных в Иркутске в первые десятилетия существования города, до нашего времени дошло всего несколько десятков. Часть из них находится в собрании Иркутского областного художественного музея. Эти памятники — свидетельство того, что мастера Русского Севера самобытно осмыслили и переработали наследие крупнейших иконописных центров древней Руси.