Архангел Михаил почитается как Архистратиг — предводитель небесного воинства,
поставленный Господом над всеми ангелами и архангелами. О нем повествует как Ветхий, так и Новый завет. По библейскому преданию, Михаил низринул с неба возгордившегося ангела Денницу, ставшего Сатаной. Христиане верят, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей. Согласно апокрифическим текстам, Господь вручил Архангелу Михаилу души праведников, поэтому его почитают как заступника за души умерших на Страшном Суде.
Самое известное свидетельство об Архангеле-Архистратиге содержится в Откровении святого Иоанна Богослова. В иконе из коллекции музея находит отражение сложный символико-аллегорический сюжет, основанный на тексте «Откровения». Однако образ нельзя назвать прямой иллюстрацией какого-либо стиха текста. Коронованный огнелицый Ангел изображен с зажатой в губах трубой, в рыцарских доспехах на крылатом красном коне. Красный цвет указывает на принадлежность к горнему миру. В одной руке Архангела крест и копье, которое направлено в пасть сатаны, в другой — Евангелие и кадило. Над головой радуга — символ милости Бога и исполнения Его завета: прекращение гнева и полное обновление мира после огненного истребления. Крест, труба, кадильница и книга — атрибуты, предвещающие Апокалипсис. Согласно тексту «Откровения», когда печати с Книги Жизни были сняты, явились семь ангелов с трубами и ангел с золотой кадильницей. Корона на голове Михаила указывает, что именно он — старший среди ангелов, великий князь, вождь воинства Господня.
В левом верхнем углу изображен Христос Эммануил за престолом — Этимасией. Справа — ангелы, сокрушающие копьями бесов. Внизу, под всадником, можно увидеть изображение сатаны с личиной на чреве и город, тонущий в бездне огненного озера. Икона содержит тексты — пояснения к сюжету.
Икона «Архангел Михаил — грозных сил воевода» из собрания музея — самое раннее датированное изображение архангела-воеводы в Прибайкалье.В XVIII–XIX веках образ конного архангела с апокалиптическими атрибутами получил широкое распространение в народной иконописи, особенно востребованным он оказался в старообрядческой культуре.
поставленный Господом над всеми ангелами и архангелами. О нем повествует как Ветхий, так и Новый завет. По библейскому преданию, Михаил низринул с неба возгордившегося ангела Денницу, ставшего Сатаной. Христиане верят, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей. Согласно апокрифическим текстам, Господь вручил Архангелу Михаилу души праведников, поэтому его почитают как заступника за души умерших на Страшном Суде.
Самое известное свидетельство об Архангеле-Архистратиге содержится в Откровении святого Иоанна Богослова. В иконе из коллекции музея находит отражение сложный символико-аллегорический сюжет, основанный на тексте «Откровения». Однако образ нельзя назвать прямой иллюстрацией какого-либо стиха текста. Коронованный огнелицый Ангел изображен с зажатой в губах трубой, в рыцарских доспехах на крылатом красном коне. Красный цвет указывает на принадлежность к горнему миру. В одной руке Архангела крест и копье, которое направлено в пасть сатаны, в другой — Евангелие и кадило. Над головой радуга — символ милости Бога и исполнения Его завета: прекращение гнева и полное обновление мира после огненного истребления. Крест, труба, кадильница и книга — атрибуты, предвещающие Апокалипсис. Согласно тексту «Откровения», когда печати с Книги Жизни были сняты, явились семь ангелов с трубами и ангел с золотой кадильницей. Корона на голове Михаила указывает, что именно он — старший среди ангелов, великий князь, вождь воинства Господня.
В левом верхнем углу изображен Христос Эммануил за престолом — Этимасией. Справа — ангелы, сокрушающие копьями бесов. Внизу, под всадником, можно увидеть изображение сатаны с личиной на чреве и город, тонущий в бездне огненного озера. Икона содержит тексты — пояснения к сюжету.
Икона «Архангел Михаил — грозных сил воевода» из собрания музея — самое раннее датированное изображение архангела-воеводы в Прибайкалье.В XVIII–XIX веках образ конного архангела с апокалиптическими атрибутами получил широкое распространение в народной иконописи, особенно востребованным он оказался в старообрядческой культуре.