Иван Константинович Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Яркий представитель русского романтизма, величайший и непревзойденный до сих пор художник-маринист, неподражаемый мастер колорита, виртуозно передающий эффекты лунного и солнечного освещения, Айвазовский за свою долгую жизнь создал более шести тысяч живописных произведений. Слава пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет. Чувство величественной красоты морской стихии отличает творчество мастера и выделяет из всего, что было создано в XIX веке в области маринистической живописи. «Моря пламенный поэт» — так назвал художника замечательный русский композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи.
Для творчества Айвазовского-романтика характерно изображение бушующего моря, борьбы человека со стихией как драматического действа, «поставленного» по театральным законам. Но полотно из собрания Омского музея иллюстрирует другие черты романтизма художника — любовь к передаче тонких переходных состояний природы, нюансов освещения, градаций цвета тональной живописи
Картина «Набережная восточного города» изображает, скорее всего, Константинополь — город, который Айвазовский считал красивейшим на земле. Часть полотна занимает изображение группы турецких мужчин, отдыхающих в кофейне. Кофейни, появившиеся на арабском Востоке в ХI веке, выполняли функцию неких мужских клубов, куда доступ женщинам был запрещен. Здесь мужчины пили кофе, вели неспешные беседы, заключали сделки, играли в шахматы, курили кальян, отдыхали от суеты и несовершенства мира.
«Жизнь солнечного света» убедительно передает идиллическое состояние в природе и настроение людей. Полотно насквозь пронизано мягким сиянием, источник которого не изображен на картине. Золотистый свет, исходящий изнутри, объединяет колористический строй композиции. Диагональная береговая линия, образующая острый угол с нижним краем картины, а также медленно движущиеся к берегу, как бы парящие в воздухе, парусные корабли — все эти приемы создают очень сложное разнонаправленное движение на полотне, придают оживление композиции, кажущейся на первый взгляд абсолютно спокойной и неподвижной.
В картине заключена загадка: практически невозможно определить, закат или восход солнца изобразил художник. Если посмотреть на воду около берега, почти неподвижную и прозрачную, как стекло, то вспоминается раннее утро на море, а если взглянуть на людей, будто уставших от долгого утомительного дня, на солнечный луч, освещающий парус — то закат. На море — утро, на берегу — вечер… Вечная и неразгаданная тайна искусства.