Творчество Ивана Айвазовского, художника-романтика, безраздельно связано с морем. Родившись в Феодосии, с детства полюбив воду и корабли, он стал певцом морских просторов и стихий, летописцем побед русского флота.
За долгую жизнь маринист создал более шести тысяч картин, передавая величие моря во всех его состояниях. Работал он быстро и вдохновенно — мог написать большое полотно за три часа. Особенностью творческого метода Айвазовского была импровизация. Он почти не писал этюдов с натуры, потому что обладал феноменальной художественной памятью и воображением и мог «сочинять» картины в мастерской.
Гордость Тульского музея изобразительных искусств — пять произведений Айвазовского, которые можно увидеть в экспозиции. Одно из лучших среди них — «Сигнал бури». В музей эта картина поступила в 1919 году из имения князей Гагариных.
Картина написана в Феодосии в 1851 году. Здесь живописец воплотил свою любимую тему — силу и мощь морской стихии. Используя напряженную холодную гамму, автор показал противоборство неба и волн вблизи заснеженного берега. Айвазовский всегда начинал писать картину с неба и стремился закончить его изображение в один сеанс, даже если полотно было большого формата. Здесь небо надвигается на корабли низкими свинцовыми тучами, сливаясь с морем и составляя с ним грозное единство. Статичные фигурки наблюдателей подчеркивают динамику небесной и морской стихии. Чтобы показать уязвимость кораблей перед разгулявшейся бурей, живописец использовал в композиции прием контраста тяжестей: мощная статичная крепость и причал сопоставляются с неустойчивыми кораблями и их ажурными мачтами. Кажется, под нарастающим натиском волн вот-вот сорвет корабли с якорных цепей и унесет их в открытое море, как это не раз случалось.
Особенность этого полотна — заснеженный морской берег, редкость в пейзажах Айвазовского. Прибрежные волны и светлое пятно берега создают тональный контраст, усиливающий выразительность картины и ее драматическое звучание. Работу отличает богатство цветовых оттенков, найденных художником для воспроизведения волн и неба.
За долгую жизнь маринист создал более шести тысяч картин, передавая величие моря во всех его состояниях. Работал он быстро и вдохновенно — мог написать большое полотно за три часа. Особенностью творческого метода Айвазовского была импровизация. Он почти не писал этюдов с натуры, потому что обладал феноменальной художественной памятью и воображением и мог «сочинять» картины в мастерской.
Гордость Тульского музея изобразительных искусств — пять произведений Айвазовского, которые можно увидеть в экспозиции. Одно из лучших среди них — «Сигнал бури». В музей эта картина поступила в 1919 году из имения князей Гагариных.
Картина написана в Феодосии в 1851 году. Здесь живописец воплотил свою любимую тему — силу и мощь морской стихии. Используя напряженную холодную гамму, автор показал противоборство неба и волн вблизи заснеженного берега. Айвазовский всегда начинал писать картину с неба и стремился закончить его изображение в один сеанс, даже если полотно было большого формата. Здесь небо надвигается на корабли низкими свинцовыми тучами, сливаясь с морем и составляя с ним грозное единство. Статичные фигурки наблюдателей подчеркивают динамику небесной и морской стихии. Чтобы показать уязвимость кораблей перед разгулявшейся бурей, живописец использовал в композиции прием контраста тяжестей: мощная статичная крепость и причал сопоставляются с неустойчивыми кораблями и их ажурными мачтами. Кажется, под нарастающим натиском волн вот-вот сорвет корабли с якорных цепей и унесет их в открытое море, как это не раз случалось.
Особенность этого полотна — заснеженный морской берег, редкость в пейзажах Айвазовского. Прибрежные волны и светлое пятно берега создают тональный контраст, усиливающий выразительность картины и ее драматическое звучание. Работу отличает богатство цветовых оттенков, найденных художником для воспроизведения волн и неба.