В этих поэтических строках Казимир Малевич выразил безграничную свободу творчества, которую ощущал в себе и к которой призывал своего зрителя, дав ему возможность выйти за рамки традиционного восприятия произведения искусства, увидеть иную — самостоятельную — жизнь холста и красок. Будущий основатель супрематизма с детства полюбил разноцветье деревенских видов, вспоминал впоследствии «войскá» крестьянок в ярких платьях, маляра, кисть которого преобразила крышу избы. Его ранние импрессионистические пейзажи наполнены желанием воссоздать красоту мгновения. Уже через несколько лет натурные впечатления перестают играть в работах Малевича ведущую роль. В «Автопортрете» 1910 года (ГТГ) колорит скорее выражает определенную эмоцию, чем передает реальную окраску вещей. Фигуры крестьян в таких картинах, как «Косарь» (1912. Нижегородский государственный художественный музей) и «Жница» (1912. Астраханская государственная картинная галерея), словно «сшиты» из крупных цветовых плоскостей.
В своих кубофутуристических опытах Малевич ищет способ преодолеть предметность, дробит форму на составные части, «перетасовывает» их, создавая новую реальность («Усовершенствованный портрет строителя». 1913. ГРМ). Одержимый желанием тотального обновления искусства художник в 1910-е годы регулярно участвует в выставках мастеров «левого» направления: «Бубновый валет», «Союз молодежи», «Ослиный хвост», «Мишень», «Трамвай В» и других.
Манифестом нового направления в искусстве — супрематизма — стали «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг» и другие работы художника, представленные на «Последней футуристической выставке картин „0,10“» (Петроград, 1915). «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер», — писал о «Черном квадрате» Александр Бенуа. Серия супрематических картин по мысли автора должна была показать зрителю, как из «ничто», из «нуля форм» путем сдвигов и смещений рождаются новые композиции, существующие вне привычного нам мира. Так в Космосе, с которым были связаны утопические мечтания футуристов, действуют иные законы пространства и времени. «Четыре квадрата», поступившие в Радищевский музей из Государственного музейного фонда в 1929 году, представляют собой один из этапов формирования оригинального мира Малевича.
Супрематические эксперименты Малевича привели его к новому пониманию красоты и классичности в искусстве. Несмотря на эпатажность творчества и декларируемый разрыв с каноном, ярчайшие представители русского авангарда — Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин — были прежде всего творцами и органично продолжали традиции модернизма рубежа XIX–XX веков с его стремлением к интуитивному постижению жизни. Вслед за Михаилом Врубелем они могли бы сказать: «Красота — вот наша религия», увидев красоту в линии и чистом цвете, освободив их от «гнета» законов окружающего мира.