Павел Кузнецов (1878-1968) свои первые художественные навыки получил в Саратове, в мастерской отца — «живописных дел мастера» Варфоломея Кузнецова. Затем он учился в Студии живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств у выпускника Петербургской Академии художеств и лучшего саратовского педагога Василия Коновалова и итальянца по происхождению, оставшегося жить и работать на Волге, Гектора Сальвини-Баракки.
Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с Виктором Борисовым-Мусатовым, оказавшим сильное и благотворное влияние на молодое поколение саратовских художников.
Продолжив свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, юноша посещал частную мастерскую Константина Коровина, где занимался пленэрной живописью вместе с Серовым, Поленовым, Тарховым.
Один из крупнейших мастеров XX века, Кузнецов как художник формировался на рубеже двух столетий. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист, автор монументально-декоративных панно, натюрмортов, композиций символистского характера, серий произведений на восточные темы — это далеко не полный диапазон его творчества. Будучи преподавателем ряда известных московских художественных заведений и мастерских при Отделе ИЗО в Саратове, Кузнецов оказал влияние на целую плеяду художников XX столетия. Он воспринимался не только как один из крупнейших живописцев, но и как автор так называемой «теории цветотональности», нашедшей полноценное воплощение в художественной практике мастера.
Автор передает ощущение живой сущности цветов, их упругих стеблей, сочных листьев и влажных лепестков. Но поэтичность, романтизм мировосприятия, которые так были свойственны его ранним работам, не исчезают до конца. Фантастично изгибаются цветки лилий, создавая впечатление каких-то дивных насекомых, присевших на букет, привлеченные его свежим благоуханием.
Один из крупнейших мастеров XX века, Кузнецов как художник формировался на рубеже двух столетий. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист, автор монументально-декоративных панно, натюрмортов, композиций символистского характера, серий произведений на восточные темы — это далеко не полный диапазон его творчества. Будучи преподавателем ряда известных московских художественных заведений и мастерских при Отделе ИЗО в Саратове, Кузнецов оказал влияние на целую плеяду художников XX столетия. Он воспринимался не только как один из крупнейших живописцев, но и как автор так называемой «теории цветотональности», нашедшей полноценное воплощение в художественной практике мастера.
На протяжении долгой жизни черты его творчества менялись, приобретая новые особенности, обращаясь к новым сюжетам и темам. Работа «Цветы» появилась в 1939 году, когда Кузнецов, по его словам, обратился к разнообразию окружающей его жизни: «От индустрии до портрета, от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая…».
Определенную роль в увлечении изображением цветов в этот период сыграло то, что в 1935 году Кузнецовы приобрели в 42 км от Москвы, в Кратове, небольшой домик, который постепенно превратили в удобную и красивую дачу. Здесь во второй половине 1930-х и в сороковых годах художник создал ряд пейзажей и натюрмортов.
Автор передает ощущение живой сущности цветов, их упругих стеблей, сочных листьев и влажных лепестков. Но поэтичность, романтизм мировосприятия, которые так были свойственны его ранним работам, не исчезают до конца. Фантастично изгибаются цветки лилий, создавая впечатление каких-то дивных насекомых, присевших на букет, привлеченные его свежим благоуханием.
Художественный язык, открытый Кузнецовым очень давно, находит в работе свое выражение: несколько ассиметрична ваза, нарушено пространственное положение стула, лиловая тень, отброшенная букетом, «размывает» переплетения прутьев на сиденье стула. И, хотя в натюрморте нет прежней смысловой многозначности, он создан с использованием приемов символизма, сохраняя свойственную автору лиричность и цветотональную насыщенность.