Дмитрий Левицкий родился в 1735 году в семье художника-гравера, у отца он и учился мастерству живописи в юные годы. Уже в возрасте 20 лет Левицкий вместе с художником Алексеем Антроповым расписывал Андреевский собор в Киеве, а в 1758 уехал с ним в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Именно работы, выставленные в Академии, принесли Левицкому известность. В 35 лет живописец получил звание академика, а ещё через 16 лет вошел в Совет Академии.
Уже в ранних работах Левицкого критики отметили его умение найти выразительную позу и жест, способность сочетать интенсивность цвета отдельных элементов с тональным единством полотна.
Живописец создал портреты многих своих современников: французского философа Дени Дидро, просветителя Николая Новикова, архитектора Александра Кокоринова, мецената Прокофия Демидова. Граф Артемий Воронцов заказал Левицкому портреты всех членов своей семьи для домашней галереи.
Имя живописца встречается в императорских документах. Например, в расходах Екатерины II по «комнатной сумме» — так называли личные расходы императорской семьи — можно прочесть строки: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.», «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.», «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.». В 1783 году художник написал портрет императрицы, на котором она представлена мудрой и просвещенной законодательницей. Считается, что именно это полотно вдохновило Гавриила Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы».
В 1783 году Левицкий создал парные портреты — свой и супруги, Настасьи Левицкой. На темном фоне он изобразил освещенные светом лица. Блики падают на складки белого воротника- жабо и кремового платья Левицкой. Супруга художника была внешне очень похожей на Екатерину II. Учитывая это, Левицкий часто прибегал к ее помощи, когда писал портреты самой императрицы.
По мнению искусствоведов, в портретах Левицкий создавал новый тип личности XVIII века — энергичной, деятельной, обладающей особым внутренним миром. Эти черты стали характерны для нового в те годы художественного направления — романтизма.
Уже в ранних работах Левицкого критики отметили его умение найти выразительную позу и жест, способность сочетать интенсивность цвета отдельных элементов с тональным единством полотна.
Живописец создал портреты многих своих современников: французского философа Дени Дидро, просветителя Николая Новикова, архитектора Александра Кокоринова, мецената Прокофия Демидова. Граф Артемий Воронцов заказал Левицкому портреты всех членов своей семьи для домашней галереи.
Имя живописца встречается в императорских документах. Например, в расходах Екатерины II по «комнатной сумме» — так называли личные расходы императорской семьи — можно прочесть строки: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.», «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.», «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.». В 1783 году художник написал портрет императрицы, на котором она представлена мудрой и просвещенной законодательницей. Считается, что именно это полотно вдохновило Гавриила Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы».
В 1783 году Левицкий создал парные портреты — свой и супруги, Настасьи Левицкой. На темном фоне он изобразил освещенные светом лица. Блики падают на складки белого воротника- жабо и кремового платья Левицкой. Супруга художника была внешне очень похожей на Екатерину II. Учитывая это, Левицкий часто прибегал к ее помощи, когда писал портреты самой императрицы.
По мнению искусствоведов, в портретах Левицкий создавал новый тип личности XVIII века — энергичной, деятельной, обладающей особым внутренним миром. Эти черты стали характерны для нового в те годы художественного направления — романтизма.