Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Н.С. Борщевой

Время создания
1776 год
Размер
196,5x134,5 см
Техника
Холст, масло
18
Открыть в приложении
#2
 В 1764 году по указу Екатерины II в Петербурге открыли Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение. Это был любимый проект императрицы, который отражал важные идеи европейского Просвещения. Царица надеялась, что образованные девушки помогут в будущем сформировать новое просвещенное общество, смягчить жестокие нравы и создать «новую породу людей».
#3
В Смольном дворянских дочерей готовили к светской жизни и службе при дворе. Будущих фрейлин учили иностранным языкам, наукам и этикету, а также танцам, пению и игре на музыкальных инструментах. Обучение шло двенадцать лет, с родителей брали расписку о том, что они не будут забирать девочек до выпуска.
#4
В 1770-е годы художник Дмитрий Левицкий создал серию портретов лучших учениц Смольного института по заказу Екатерины II. Всех девушек он написал в полный рост и натуральную величину.
#5
Последние три полотна цикла Левицкий написал в 1776 году, на них он запечатлел старших воспитанниц. Автор задумал триптих: слева — Екатерина Молчанова в образе Аллегории Науки, справа — в симметричной позе Глафира Алымова как Аллегория Музыки, а в центре — Наталья Борщёва в образе Аллегории Танца.
#6
Триптих, состоящий из портретов первых выпускниц Смольного — Екатерины Молчановой, Натальи Борщёвой и Глафиры Алымовой.
#7
Когда художник писал Борщёву, ей было 17-18 лет, она училась в выпускном классе. Наталья была одной из лучших танцовщиц своего курса, это Левицкий и отразил в портрете. Вероятно, на девушке бальное платье, в котором она танцевала на балу в Смольном институте.
#8
Современники отмечали и другие способности талантливой смолянки: актёрское мастерство, пение. Государственный деятель и поэт Алексей Ржевский писал:
Борщова, в опере с Нелидовой играя
И ей подобным же талантом обладая,
Подобну похвалу себе приобрела,
И в зрителях сердца ты пением зажгла.
#11
Наталья Борщёва была дочерью отставного офицера Семёна Борщёва. Смольный она окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II — знаком отличия фрейлины. После выпуска Наталья служила у великой княгини Марии Фёдоровны, дважды была замужем. Прожила она дольше всех своих однокурсниц из первого, самого знаменитого выпуска смолянок.
Дмитрий Левицкий. Портрет Н. С. Борщевой. Холст, масло. 1776. До реставрации.
#12
Дмитрий Левицкий. Портрет Н. С. Борщевой. Холст, масло. 1776. В процессе реставрации, под ультрафиолетовым излучением.
За более чем два века портрет Борщёвой сильно пострадал, так как долгое время цикл «Смолянки» находился в Большом Петергофском дворце, во влажном и неотапливаемом помещении. В 2008–2012 годах специалисты укрепили красочный слой холста и сняли следы предыдущих реставраций. Обновлённый портрет заиграл светлыми авторскими красками.
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Н.С. Борщевой

Время создания
1776 год
Размер
196,5x134,5 см
Техника
Холст, масло
18
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Левицкий Д.Г. Коллекция работ

Портрет М.Н. Кречетникова
Портрет М.Н. Кречетникова
Музейно-краеведческий центр Дом Г.С. Батенькова
Портрет Е.И. Нелидовой
Портрет Е.И. Нелидовой
Государственный Русский музей
Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой
Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой
Государственный Русский музей
Автопортрет Левицкого
Автопортрет Левицкого
Челябинский музей изобразительных искусств
Портрет великой княжны Александры Павловны
Портрет великой княжны Александры Павловны
Ярославский художественный музей
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской
Государственный Русский музей
Портрет Анны Степановны Протасовой
Портрет Анны Степановны Протасовой
Государственный Русский музей
Екатерина II — законодательница
Екатерина II — законодательница
Государственный Русский музей
Портрет Екатерины II-Законодательницы
Портрет Екатерины II-Законодательницы
Новосибирский художественный музей
Портрет Е.И. Молчановой
Портрет Е.И. Молчановой
Государственный Русский музей
Портрет Г.И. Алымовой
Портрет Г.И. Алымовой
Государственный Русский музей
Портрет барона А.Н. Строганова
Портрет барона А.Н. Строганова
Тамбовская областная картинная галерея
Портрет А.П. Левшиной
Портрет А.П. Левшиной
Государственный Русский музей
Портрет купца А.И. Борисова
Портрет купца А.И. Борисова
Музей изобразительных искусств Татарстана
Портрет графа С.Р. Воронцова
Портрет графа С.Р. Воронцова
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Екатерина II – законодательница
Екатерина II – законодательница
Государственный Русский музей
Портрет писателя А.В. Храповицкого
Портрет писателя А.В. Храповицкого
Государственный Русский музей
Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II
Ульяновский областной художественный музей
Портрет Павла I
Портрет Павла I
Музей имени М.А. Врубеля
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%