В 1764 году по указу Екатерины II в Петербурге открыли Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение. Это был любимый проект императрицы, который отражал важные идеи европейского Просвещения. Царица надеялась, что образованные девушки помогут в будущем сформировать новое просвещенное общество, смягчить жестокие нравы и создать «новую породу людей».
1 / 3
Портрет Н.С. Борщевой
Время создания
1776 год
Размер
196,5x134,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
18
Открыть в приложении #2
#3
В Смольном дворянских дочерей готовили к светской жизни и службе при дворе. Будущих фрейлин учили иностранным языкам, наукам и этикету, а также танцам, пению и игре на музыкальных инструментах. Обучение шло двенадцать лет, с родителей брали расписку о том, что они не будут забирать девочек до выпуска.
#4
В 1770-е годы художник Дмитрий Левицкий создал серию портретов лучших учениц Смольного института по заказу Екатерины II. Всех девушек он написал в полный рост и натуральную величину.
#5
Последние три полотна цикла Левицкий написал в 1776 году, на них он запечатлел старших воспитанниц. Автор задумал триптих: слева — Екатерина Молчанова в образе Аллегории Науки, справа — в симметричной позе Глафира Алымова как Аллегория Музыки, а в центре — Наталья Борщёва в образе Аллегории Танца.
#6
Триптих, состоящий из портретов первых выпускниц Смольного — Екатерины Молчановой, Натальи Борщёвой и Глафиры Алымовой.
#7
Когда художник писал Борщёву, ей было 17-18 лет, она училась в выпускном классе. Наталья была одной из лучших танцовщиц своего курса, это Левицкий и отразил в портрете. Вероятно, на девушке бальное платье, в котором она танцевала на балу в Смольном институте.
#8
Современники отмечали и другие способности талантливой смолянки: актёрское мастерство, пение. Государственный деятель и поэт Алексей Ржевский писал:
Борщова, в опере с Нелидовой играя
И ей подобным же талантом обладая,
Подобну похвалу себе приобрела,
И в зрителях сердца ты пением зажгла.
#11
Наталья Борщёва была дочерью отставного офицера Семёна Борщёва. Смольный она окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II — знаком отличия фрейлины. После выпуска Наталья служила у великой княгини Марии Фёдоровны, дважды была замужем. Прожила она дольше всех своих однокурсниц из первого, самого знаменитого выпуска смолянок.
Дмитрий Левицкий. Портрет Н. С. Борщевой. Холст, масло. 1776. До реставрации.
#12
Дмитрий Левицкий. Портрет Н. С. Борщевой. Холст, масло. 1776. В процессе реставрации, под ультрафиолетовым излучением.
За более чем два века портрет Борщёвой сильно пострадал, так как долгое время цикл «Смолянки» находился в Большом Петергофском дворце, во влажном и неотапливаемом помещении. В 2008–2012 годах специалисты укрепили красочный слой холста и сняли следы предыдущих реставраций. Обновлённый портрет заиграл светлыми авторскими красками.
#13
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Н.С. Борщевой
Время создания
1776 год
Размер
196,5x134,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
18
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться