Дмитрий Левицкий прославился как мастер парадного портрета. В 1783 году князь Александр Безбородко, большой ценитель живописи и покровитель Левицкого, заказал художнику портрет Екатерины II для своего дома в Петербурге.
Екатерина II — законодательница
Время создания
1783 год
Размер
261x201 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
32
Открыть в приложении#4
#7
В 1783 году в журнале «Собеседник любителей российского слова» Левицкий опубликовал подробное объяснение программы этого портрета. Дело в том, что в живописи XVIII века часто использовали целые системы символов и образов, так называемые «программы». Придумывали их обычно не сами авторы. Считается, что программу портрета Екатерины II создал поэт Николай Львов, яркий представитель русского просвещения.
#8
Екатерина Великая была у власти с 1762 по 1796 год. При ней Российская империя выиграла несколько войн, существенно расширила свои территории. За рубежом Россию стали воспринимать и как могущественную державу, и как просвещенную европейскую страну. Сама императрица увлекалась литературой, живописью, развивала искусство.
Заслуги Екатерины II Левицкий отразил в портрете с помощью многочисленных аллегорий.
<br>На картине Екатерина стоит в храме древнегреческой богини правосудия — Фемиды. Статуя этой богини на втором плане держит весы, атрибут правосудия. У ног императрицы — книги со сводом государственных законов, символ истины. Их охраняет орёл с оливковой веткой в клюве.
#9
Императрица сжигает на алтаре маки, которые в античной традиции считались символом сна, забвения. Так художник показал готовность государыни жертвовать своим покоем ради процветания России.
Фёдор Рокотов (1735-1808). Коронационный портрет Екатерины II. Холст, масло. 1763. Государственная Третьяковская галерея.
#10
Интересно, что Левицкий создал более двадцати портретов Екатерины II, но свидетельств о том, что она ему позировала, нет. Лицо императрицы художник писал по работам Фёдора Рокотова, придворного портретиста. Дело в том, что Екатерина очень любила свой коронационный портрет, созданный Рокотовым, и велела все свои изображения всегда писать с рокотовского оригинала.
#11
Дворянская интеллигенция видела в Екатерине — Законодательнице абстрагированный образ идеального монарха. Различные версии и повторения портрета писал и Левицкий, и другие художники. Гавриил Державин написал оду «Видение Мурзы», в которой императрица в образе богини является поэту. В 1789 году Федот Шубин создал скульптуру Екатерины на тот же сюжет.
Федот Шубин (1740–1805). Екатерина II — законодательница. Мрамор. 1789. Государственный Русский музей.
#12
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Екатерина II — законодательница
Время создания
1783 год
Размер
261x201 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
32

Открыть в приложении
Поделиться